Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Знания и силы - ЭиВ N 30 (616)
ИННОВАЦИИ
Знания и силы
No. 30 (616) 14.08.2006
Беседовал Владимир ХОЗИКОВ
Совместимы или несовместимы государственные институты и бизнес? На эту тему рассуждает Виталий Лопота, член-корреспондент РАН, директор - главный конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК.

- Виталий Александрович, в чем главная проблема российской наукоемкой сферы: так и не научились продавать себя, или, может, просто не такие умные на фоне других, как привыкли считать?

- Проблема внутри нас. Необходимо замотивировать профессионалов. В том, что инновационный, основанный на технологиях, механизм развития экономики первичен, полагаю, сомнения нет? Вопрос в том, как сделать этот механизм работоспособным.

- Рецептов предлагали много. Когда-то хотели сделать ставку на поддержку лидеров, придумали понятие `государственный научный центр`. Потом заявили о радикальном сокращении государственных дотаций РАН: мол, это заставит академиков быть энергичнее и предприимчивее. Теперь заговорили о венчурном финансировании, о специальных частно-государственных фондах.

- Что касается ГНЦ, то сама идея не была плохой. Дали шанс сильным: отбор шел из примерно 1,5 тысячи претендентов, из них победили чуть более 50. И мы в свое время сознательно участвовали в конкурсе за право носить этот статус, выиграли его и до сих пор имеем это звание. Кстати, в США есть аналог наших ГНЦ - национальные лаборатории, лидеры в своих направлениях.

Что касается венчурных фондов... Возникновение венчурных механизмов, системы рисковых вложений в новые проекты - это следующий этап, когда уже раскручен инновационный механизм, налажен процесс конструкторско-технологического обеспечения разработок, когда есть продукт и маркетинговые исследования, прогнозирующие перспективу его реализации. Пока у нас об инновационных механизмах только рассуждают. Потому в современной России венчурные механизмы вольно или невольно опережают время. Но осваивать их необходимо. Лучше, конечно, `сделать и пожалеть, чем пожалеть, что не сделали`. При этом надо отдать должное последовательным действиям руководства Минобрнауки России.

- Вы сказали `инновационный механизм`. Что под ним понимается, и что реально у нас есть?

- Инновация - деликатнейший процесс материализации добытых знаний. Почему деликатнейший? Потому что все ценные идеи принадлежат умным людям, которые не очень хотят с ними расставаться, но реализовать свои идеи они в большинстве случаев не способны. Задача в том, чтобы эти идеи взять очень деликатно: так, чтобы соблюсти интересы всех сторон.

Инновации не охватывают сферы чистых знаний и производства. Инновации - это процесс конструкторского обеспечения, создания опытных образцов и маркетинга.

Посмотрите, сегодня инвесторы выбирают не столько политико-экономический строй, сколько технологии и минимальные размеры инфраструктурных издержек. Это обеспечило взлет восточно-азиатских экономик. И акулы капитализма вроде как не замечают, что Китай, Вьетнам или Сингапур не во всем совпадают с западным пониманием демократии.

У нас все спутано. Есть инновационные университеты, факультеты, центры, предприятия и прочее, что, по существу, абсурд. Могут быть только инновационные механизмы, которые являются основой деятельности любых предприятий.

Реальный инновационный процесс идет внутри конструкторских бюро, многие из которых за последние 20 лет были уничтожены. На самом деле именно они были в нашей стране настоящими инновационными центрами. Посмотрите на те научно-технические фирмы, которые сегодня успешно работают на рынке. В их составе или в кооперации есть КБ и опытные производства.

- Хотите сказать, что организация

НИОКР в СССР и России не сильно различается?

- Да. Это стандартный регламент, независимо от места на Земле и политического строя. И отменять или изменять этот регламент было бы преступлением.

Обратите внимания на такие предприятия, как НИИ `Электроприбор` или ЦКБ `Рубин`, Тульское ПКБ, РСК `МиГ`, и другие - это, прежде всего, классические КБ. Могло бы быть гораздо больше, но множество других КБ было разрушено с середины 1980-х до середины 1990-х годов. За эти годы число КБ в стране уменьшилось в 3-4 раза, а количество НИИ увеличилось почти в 2 раза. Это ненормально.

- Вопрос в том, насколько закономерно это было?

- Могу сказать так: государственные организации сегодня живут в реальных рыночных условиях. Так, в бюджете нашего предприятия 10% составляют инвестиции государства на выполнение перспективного тематического плана. Остальные 90% мы зарабатываем, прежде всего - по контрактам с российскими заказчиками.

- Давайте вернемся к главному вопросу: что делать с наукой?

- Достойно поддерживать и развивать, не давая в обиду. В цивилизованных обществах на это тратят 6-7% бюджета страны. Помимо финансовых механизмов, есть еще один очень болезненный - интеграция науки. Многие говорят об интеграции академической и вузовской науки. Им следует интегрироваться не только между собой, но и с ведущими КБ. Наука и образование могут быть востребованы только рынком, ориентированным на отечественную промышленность.

- Какую же инновационную систему мы на сегодня имеем в России?

- Тонкий слой предприятий, где действует реальный инновационный механизм. Весьма громоздкую систему инновационных центров и фондов, которые `реализуют` инновационную политику государства, а настоящие инновационные механизмы реализуют только на отдельных предприятиях. Пересечения, конечно, случаются, но это не носит системного характера.

Другие материалы рубрики
ИННОВАЦИИ
10.12.07`Вагончики` есть, а `локомотивов` не хватает
10.12.07Господдержка по конкурсу и согласно реестру
16.10.06Деньги не успевают за прогрессом
16.10.06Государство рискует наравне с бизнесом
Инвестиции в новые технологии увеличиваются ежегодно
28.08.06Медицинские технологии - в копилку страны
28.08.06Срок эксплуатации свалки продлят
28.08.06Kemira расширит свою деятельность в Петербурге
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru