Федеральные сотовые операторы большой тройки (`МТС`, `ВымпелКом` и `МегаФон`) оповестили абонентов об изменении порядка оплаты телефонных разговоров: у них теперь подорожала первая минута связи (или первая секунда после трех бесплатных при посекундных тарифах). В компаниях объясняют это необходимостью компенсировать снижение доходов от работы по принципу `платит звонящий` (ППЗ).
Поначалу новшество назвали дополнительной платой за соединение. Такую надбавку в Мининформсвязи РФ и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) назвали необоснованным. Правда, непонятно, как могли бы наказать строптивых.
Оспорить их действия через суд? Но формально компании не нарушают закон, если представить плату за соединение как цену за стартовые секунды разговора. Обвинить сотовые компании в картельном сговоре для повышения цен? Но опыт ведения таких процессов против металлургов и производителей цемента показывает, насколько сложно в РФ доказать сам факт сговора в ущерб потребителям.
Формально у операторов есть оправдание: государство, вводя новые правила игры, заставило их модернизировать оборудование. И этот ущерб надо компенсировать.
Срок, в течение которого чиновники обещали принять меры, истек. И, скорее всего, тройке лидеров сотового рынка их демарш сойдет с рук.
Реформа за счет бедных
Такой способ повышения стоимости услуг связи бьет прежде всего по малоговорящим абонентам. А их - большинство. И они дважды проиграли от нововведений.
Раньше многие из тех, кто не может позволить себе слишком много тратить на мобильную связь, звонили на сотовый телефон со стационарного, перекладывая оплату звонка на более обеспеченного владельца сотового телефона. Теперь такой трафик упал, по оценкам сотовых операторов, как минимум, на треть, а по данным экспертов, в ряде субъектов РФ - в 2-3 раза.
Во многих организациях запретили своим сотрудникам звонить на мобильные с рабочих телефонов. Кроме того, значительная часть телефонов в госучреждениях уже давно не имеет выхода на цифру `8`, чтобы заблокировать междугородные звонки. А вместе с ними - и выход на все мобильные федеральные номера. Исключение составляли прямые сотовые номера. Но теперь они ликвидированы.
С домашних проводных телефонов обычно звонили пенсионеры. Теперь часть пожилых людей отказалась это делать, потому что не хочет каждый месяц получать дополнительные счета.
Большая тройка богатеет
Между тем в последнее время практически все операторы увеличили доходы. В частности, почти втрое выросла неаудированная чистая прибыль `МТС` во II квартале 2006 года, по сравнению с соответствующим периодом 2005-го. А у `ВымпелКома` чистая прибыль в последние два года ежеквартально увеличивалась примерно на 20%. В `МегаФоне` прибыль не афишируют, но явно не бедствуют.
Однако большая тройка хочет улучшить рейтинги на мировых фондовых рынках. У `МТС` и `ВымпелКома` там размещены акции, а у `МегаФона` - еврооблигации. Поэтому всем им важно показать не только доходы, но и благоприятную динамику выручки от одного абонента. С этим показателем - проблемы: ведь лидеры сотового рынка в РФ конкурируют между собой, перетягивая клиентов льготами. Но всем компаниям выгодно синхронно поднять цену за стартовую минуту (секунды) разговора. Это эффективный способ повысить выручку от одного абонента.
В дальнейшем следует ожидать серии изменений в тарифных планах, которые заставили бы забыть болтливых абонентов о начислении дополнительной оплаты при соединении. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: операторы постараются стимулировать рост внутрисетевого трафика, при котором все льготы достанутся многоговорящим абонентам. То есть людям обеспеченным или корпоративным клиентам.
Другие игроки начеку
Введение ППЗ вынудило и остальных операторов внести поправки в свои тарифные планы. В Tele2, где, кстати, удвоили выручку за I квартал к аналогичному периоду 2005-го, ликвидировали самые дешевые тарифные планы.
В компании `Скай Линк` не стали увеличивать долю поступлений от голосового трафика и вновь перенесли акцент на сервис по обеспечению передачи данных (скоростной Интернет). Была выдвинута задача создать рынок с новой моделью потребления, в которой добавочную стоимость формировали бы за счет не столько трафика, сколько информационных услуг.
Иными словами, основные усилия предполагается направить на развитие системы услуг бизнес-аудитории, облегчающих управление ресурсами предприятий. Ориентир - на взыскательного и обеспеченного абонента...
Как видите, так или иначе реформа заставляет всех решать сходные задачи. И отсекать от трафика самых низкодоходных абонентов.
Реакцию ведущих сотовых операторов на реформу связи можно также сравнить с местью Кота Леопольда. Конечная суть нововведений Мининформсвязи РФ - усиление госрегулирования на сотовом рынке. Ведь теперь тариф состоит из четырех частей - фиксированная величина (тариф проводной сети - 1,5 руб. за минуту разговора при соединении с мобильным абонентом), тариф местного оператора, плата за зоновый транзит и за терминацию на мобильного абонента.
Чиновникам приятно осознавать, что они получили косвенный контроль за тремя первыми составляющими тарифа. Однако сотовые операторы блестяще доказали, что такая форма госконтроля - блеф. Потому что на практике у компаний остается немало способов обойти его и повысить доходы, если для этого найдется повод.
|