Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Двойные стандарты и балтийский транзит - ЭиВ N 30 (616)
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ГРАНИЦЫ
Двойные стандарты и балтийский транзит
No. 30 (616) 14.08.2006
Юрий СЕРГЕЕВ
Налаженный рынок грузовых перевозок между Россией и Финляндией ждут достаточно серьезные подвижки, связанные с тем, что значительная часть потока может перейти в порты Ленинградской области и балтийских стран.

Транспортные коридоры `Россия - Запад` - хитрое сплетение политических и экономических интересов. Не всегда легко понять, что оказывает наибольшее влияние на принятие решений: бизнес или политика?



Сужающийся коридор



С начала 1990-х годов и до сих пор лидирующие позиции в обеспечении импортных поставок в Россию принадлежат Финляндии. Однако специалисты все чаще говорят, что в недалеком будущем ей придется уступить немалую долю этого рынка.

Основной минус Финляндии - географический. Несмотря на близость портов этой страны к России, грузы, идущие из Европы, за исключением Скандинавии, делают дополнительный крюк. По данным экспертов, накрутка за лишние километры может достигать 15-20% от стоимости груза.

Кроме того, погранпереходы между Россией и Финляндией уже работают на пределе возможного. Очереди из грузовиков по обе стороны границы почти не рассасываются. Внимание перевозчиков все чаще переключается на иные варианты поставки грузов, прежде всего - через российские порты.

Данные о работе Большого порта Санкт-Петербург за 2005 год показывают, сколь серьезные перемены начались на рынке. Если в этом порту объем принятых контейнеров вырос более чем на 70%, то во всех финских портах он увеличился менее чем на 10%. Вопрос в том, насколько можно увеличить пропускную способность порта Петербурга, мощности которого тоже почти исчерпаны. Если эта задача не будет решена достаточно быстро, грузоперевозчики станут искать более удобные и подходящие по цене каналы поставок.



Бизнес и политика



Развитию прибалтийского направления грузоперевозок может очень серьезно помешать политика. Известно, что для стран Балтии российский транзит до сих пор остается важной статьей дохода. По некоторым данным, за счет перевалки грузов с Запада на Восток наполняется более 40% бюджета Латвии, Литвы и Эстонии, а в общем объеме поставок, которые проходят через транспортные системы трех стран, доля местных получателей составляет менее 10%.

То же самое касается и экспортных грузов - достаточно вспомнить, что в 1990-х Эстония благодаря реэкспорту из России на какое-то время оказалась в пятерке крупнейших экспортеров цветных металлов. Сейчас эти времена остались позади, однако выгоды от транзита меньше не стали - на смену меди и алюминию приходят другие грузы.

В то же время лидеры балтийских стран играют роль первых скрипок в антироссийском крыле Евросоюза, что едва ли может устроить Москву. Поскольку изменить ситуацию политическими методами не представляется возможным, для воздействия остается лишь самый эффективный инструмент - экономический. Вопрос в том, сочтут ли российские власти такие шаги необходимыми и оправданными.

Крупный российский бизнес, во всяком случае, достаточно активно работает над развитием балтийского направления. Группа компаний `Трансфера` строит таможенный терминал в Вильнюсе. Планируется, что этот объект, предназначенный для работы в круглосуточном режиме, поможет консолидировать идущие в Россию поставки из государств Центральной Европы. Отсутствие необходимой инфраструктуры остается главным препятствием для увеличения российского грузопотока через Прибалтику.



Пляски вокруг труб



Параллельная тема - энергетический транзит, со всех точек зрения едва ли не более важный, чем другие виды поставок. Достаточно провести даже беглый мониторинг политических заявлений лидеров балтийских стран, чтобы сделать вывод: наиболее резко они высказываются именно по поводу всего, что связано с нефтью.

Недавно власти Литвы заявили, что Россия намеренно затягивает ремонт одного из своих нефтепроводов, дабы оставить без сырья завод Mazeikiai Nafta и не допустить его продажи польской нефтеперерабатывающей компании Orlen. Ранее была сделана череда заявлений по поводу проекта БТС, по которой нефть будет поступать в Западную Европу в обход Балтии. А еще раньше не менее жестко критиковалось строительство российских портов на территории Ленобласти. Аргументы в обоих случаях были одни и те же, прежде всего - забота об экологии. При этом доказательств, чем же прибалтийские порты безопаснее российских, не прозвучало.

Налицо те самые двойные стандарты, в использовании которых уже не раз и не два уличали лидеров многих западных держав. Но в отношениях России со странами Балтии тема двойных стандартов становится едва ли не доминирующей.

Чего стоит хотя бы переполох, устроенный латвийскими СМИ вокруг конкурса `Новая волна` в Юрмале. Сперва рижская газета `Латвияс авизе` возмутилась, что приветствие участникам от имени Президента РФ прозвучало перед приветствием главы Латвии. Мол, тем самым было проявлено неуважение к латвийскому государству.

Вслед за этим газета `Диена` обратила внимание, что в течение всех конкурсных дней в одной из VIP-лож была спикер латвийского парламента Ингрида Удре, не отказавшая себе в удовольствии закусить и повеселиться на вечеринках после концертов. Журналисты подсчитали, что только стоимость места в ложе равна месячной зарплате спикера. При этом по закону она имеет право принимать подарки максимальной стоимостью почти в 12 раз меньше.

Похоже, самое время вспомнить и о двойных стандартах, и о правиле `Кто платит, тот и заказывает музыку`.

Другие материалы рубрики
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ГРАНИЦЫ
14.08.06Финский бизнес потянулся к соседям
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru