Два существенных для потребительского кошелька события произошли на рубеже июля и августа в Вологодской области.
Событие первое - выросли цены на муку. Максимально подорожала мука высшего сорта - на 18,8%, за муку первого сорта хлебопеки стали платить больше на 14,5%, за ржаную - на 7,6%. В областном департаменте продовольственных ресурсов объясняют это прогнозируемым низким урожаем текущего года.
Событие второе - подорожал бензин. Если в начале июля его цена возросла в среднем на 20 копеек, то в середине - уже на 30 копеек, а в конце месяца бензин стал дороже более чем на рубль. Поставщики горючего, как обычно, все валят на нефтепереработчиков.
Между тем местные аналитики сразу же обратили внимание еще на два сопутствующих этим малоприятным фактам обстоятельства - едва ли не полную синхронность и традиционность. За последние годы нас уже приучили к тому, что начало уборочной страды почти неизменно сопровождается повышением цен на горючее. Любопытно, что наибольшему удорожанию в июле подверглась наиболее ходовая марка - АИ-92.
Можно, конечно, спорить: станет ли это разорением для автолюбителей? Основная масса вологодских владельцев личных авто, признаться, более чем скептически выслушивает разъяснения хозяев АЗС о том, что виновата еще и приближающаяся страда. Будто тракторы и комбайны ездят не на солярке, а на АИ-95.
Что касается селян, то тут все яснее. Подобно тому как в канун массового домашнего консервирования мешками берут сахар, на пороге страды топливо закупают тоннами. Уж таковы наши традиции. Похоже, их научились ловко использовать. В Вологодской области, кстати, торговцы бензином уже были разок уличены в сговоре, что и было доказано арбитражными судами трех инстанций. Впрочем, что там отдельно взятый регион?!
Происходящее в стране традиционно по осени вообще очень напоминает картельное соглашение производителей и крупных торговцев горючим. Несколько лет назад, если помните, цены на сырую нефть на российском рынке упали едва ли не вшестеро. Для нефтедобывающих компаний страны это был, конечно, тяжелый удар. Однако у их подавляющего большинства заводы свои, и они, получая баснословно дешевую нефть, не снизили норму прибыли и, соответственно, цены на бензин.
Рассуждая логически, НПЗ отдавали должок материнским компаниям, компенсируя недополученную теми прибыль, а то и убытки в период низких цен на нефть на внутреннем рынке.
Остается уповать на то, что торговцы бензином упрутся в потолок покупательского спроса и остановят повышение цен. А до тех пор пока сельский труженик матерится, но платит, отчего же не взвинчивать? Тем более что по части манипулирования спросом мы большие мастера. Учитывая постоянство сценария, можно даже предположить, что элементы сговора существуют между нефтяными и зерновыми баронами. А простые хлеборобы и торговцы топливом меньшего масштаба по осени регулярно скандалят из-за цен на солярку.
Один из самых больших областных авторитетов по части того, что имеет отношение к караваю, согласился побеседовать со мной, но только на условиях анонимности. И начал разговор с того, что провел неожиданную параллель с недавними событиями в сфере мобильной связи. По существу, производство нефтепродуктов и муки, заметил он, находится в стране в руках нескольких крупных компаний. Вот и соображайте!
Эту мысль развил заместитель руководителя областного антимонопольного управления Вячеслав Хлевчук:
- Все, что касается нефтепродуктов, сосредоточено в области в основном у одного спрута - `ЛУКОЙЛа`. В самом деле, компания г-на Алекперова добывает нефть, перерабатывает ее, перегоняет, а также осуществляет оптовую и розничную продажу. Такого нет ни в одной рыночной стране мира. Та же картина и на мукомольном фронте области, где все мощности находятся у одной московской фирмы `ОГО`. Это идеальные условия для взвинчивания цен на горючее в канун уборочной страды, которое в принципе выгодно обоим. И положение не изменится, пока такая вертикаль будет оставаться. Розница должна иметь выбор, у кого закупать горючее, а такового у нее нет.
Руководитель вологодских мельниц г-н Шнуровский, сославшись на занятость, не нашел возможности побеседовать со мной. А генеральный директор ЗАО `Вологодский хлебопродукт` Владимир Малек, соглашаясь, что определенная неясность действительно существует, обещал в августе отпускные цены на каравай не поднимать. Как будут развиваться события дальше, он не знает...
|