XI Северо-Западная банковская конференция, состоявшаяся в Петербурге, подтвердила, что интерес к розничному бизнесу в банкирской среде растет. При этом понятие `финансовый супермаркет`, которое на все лады склонялось полтора-два года назад, сегодня почти забыто: все стремятся не к красивым словам, а к высоким результатам.
Как показала практика, российский потребитель не склонен воспринимать банковские услуги по принципу `все сразу`: вкус развивается постепенно - от простого к сложному и от малого к большому. Банкирам остается лишь вовремя определять новый хит продаж и бросать максимум усилий на его продвижение.
Большинство ведущих российских банков ставит задачу по увеличению розничного портфеля и строит достаточно агрессивные планы по завоеванию доверия у физических лиц. По мнению экспертов, комиссионные доходы в рознице существенно больше, чем при обслуживании корпоративных клиентов.
Однако для того чтобы обеспечить себе высокие прибыли, надо иметь большой оборот и, соответственно, работать с большим количеством клиентов. Применительно к петербургским кредитным учреждениям речь должна идти, как минимум, о нескольких десятках тысяч физических лиц, регулярно пользующихся услугами `своего` банка.
Еще полтора года назад Центр социального прогнозирования провел по заказу российского Агентства по страхованию вкладов социологическое исследование, показавшее, что 61,8% опрошенных рассматривают себя в качестве вкладчиков банков. При этом тех, кто реально пользуется банковскими услугами, прежде всего хранит сбережения на депозитных счетах, оказалось почти вдвое меньше - 32%.
Таким образом, потенциальный круг клиентов отечественных банков имел более чем двукратный запас роста - подобными показателями обладают немногие национальные рынки.
Сегодня уже можно смело констатировать значительное развитие банковского ритейла. Причиной тому является рост уровня доходов населения и, соответственно, потребительского спроса.
Вслед за всплеском автокредитования, начавшимся два года назад, резкий подъем переживает и ипотека - в некоторых банках потенциальные клиенты уже стоят в очереди на рассмотрение кредитной заявки.
Постепенно начинают составлять все большую конкуренцию ПИФам общие фонды банковского управления (ОФБУ), кроме того, банки начинают активно продвигать услуги по управлению фондовыми портфелями в виде отработанных стратегий.
- Инвестиционные стратегии на фондовом рынке позволяют максимизировать прибыль при росте рынков и получать прибыль на падающих рынках, - утверждает начальник управления операций на фондовом рынке `Промсвязьбанка` Петр Терехин.
Отметим также, что, как показало вышеупомянутое исследование, степень финансовой грамотности напрямую зависит от состоятельности. Социологи установили, что наибольшее доверие к банкам испытывают люди с относительно высокими и высокими доходами (к людям с `относительно высокими доходами` в рамках исследования были отнесены те, чей ежемесячный доход на одного члена семьи составляет 10-15 тыс. руб., в категорию граждан с высокими доходами попали люди с ежемесячным доходом в 15-30 тыс. руб. на члена семьи).
Даже банки, изначально строго ориентированные на работу с корпоративными клиентами, все активнее наращивают присутствие на розничном рынке, развивая филиальные сети. К примеру, перед петербургским филиалом `Промсвязьбанка` поставлена задача довести долю розницы в общем обороте филиала до 25% и до конца года удвоить количество офисов для работы с клиентами.
Кроме развития сетей, для продвижения розничных услуг практически все банки используют и налаженные связи с корпоративными клиентами, предлагая им, к примеру, различные программы потребительского кредитования.
`Привлекайте как можно больше клиентов на местах. Обеспечивайте им выход на международные рынки, предлагайте новые продукты и решения`, - советует и российским, и зарубежным коллегам исполнительный вице-президент `Райффайзен Центральбанк` Мартин Чурда, рассуждая об условиях успеха банковского бизнеса в России.
Не теряя позиций в столицах, пора уделять все больше внимания регионам, говорили и многие другие участники конференции. Именно там находится тот основной потенциальный клиент, еще не охваченный банковскими услугами. Можно предположить, что именно на провинцию нацеливаются многие иностранные банки, ждущие, что вступление нашей страны в ВТО откроет им дорогу на российский рынок.
Утверждения, что в России
угрожающими темпами накапливается задолженность по потребительским кредитам и это может привести к весьма печальным последствиям как для банковской системы, так и для национальной экономики, финансисты отвергают.
Согласно данным, которые привела в своем докладе региональный менеджер по России и странам СНГ компании CRIF Decision Solutions Наталья Щелованова, соотношение задолженности по потребительским кредитам к ВВП сегодня в России составляет 3%, тогда как в странах Восточной Европы - 25%, а в США - 75%. Иначе говоря, нам еще есть куда расти, вопрос только, а стоит ли.
В любом случае, советует госпожа Щелованова, российским банкам стоит поработать над увеличением своих долей рынка, совершенствованием бизнес-моделей, особенно в части технологий риск-менеджмента.
|