Президент России 28 июля подписал два закона - `Об информации, информационных технологиях и защите информации` и `О персональных данных`. Поскольку информация - одна из основ любого бизнеса, нет сомнения, что оба документа, которые вступят в силу через 10 дней после публикации в `Российской газете`, в перспективе могут оказать серьезное влияние как на рынок информации, так и на деловое сообщество в целом.
Правда, для того чтобы эти законы реально заработали, потребуется разработать и принять еще несколько нормативных документов.
Велено представляться
Пожалуй, наибольший интерес в новом законе `Об информации...` вызывает положение, согласно которому `федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть`.
Фактически данное положение относится ко всем, распространяющим информацию через Интернет. Прежде всего - через всевозможные сетевые конференции, форумы и электронные дневники-блоги, где анонимность высказывающихся традиционно является одним из правил игры.
Не секрет, что в ряде сфер, прежде всего таких чувствительных, как финансовая, анонимные сообщения на Интернет-форумах уже превратились в достаточно серьезное оружие. Брокеры, торгующие акциями, финансовые аналитики и другие специалисты регулярно просматривают наиболее популярные электронные конференции наряду с информационными лентами крупнейших мировых агентств. Большинство общающихся на этих площадках предпочитают никогда не подписываться своими настоящими именами и фамилиями, хотя разговор обычно идет на профессиональные темы и на серьезном уровне.
Говорить о том, что сетевые анонимки стали мощным инструментом воздействия на рынок, пока не приходится, однако практика показывает, что даже крупные организации весьма болезненно относятся к появляющимся в киберпространстве анонимкам с компрометирующей, пусть и недостоверной, информацией. В этом плане намерение властей сделать Интернет-общение более прозрачным наверняка встретит понимание у многих.
Правда, реализация данного положения столкнется с серьезными затруднениями. Прежде всего, неясно, как заставить выступающих на электронных форумах идентифицировать себя. И до принятия нового закона участникам практически всех сетевых дискуссий предлагали заполнить небольшую анкету, указав, как минимум, фамилию, имя и электронный адрес. При этом выполнение данных условий практически никогда не является обязательным для допуска к общению и почти все его игнорируют, в лучшем случае ограничиваясь указанием прозвища.
Конечно, с помощью технических средств можно без особого труда установить компьютер, с которого аноним выходит в сеть, а потом вычислить и его самого, но одно дело, когда речь идет об одиночке, а другое - когда о сотнях тысяч сетевых пользователей.
Установить слежку за каждым выходящим в сеть, да еще в реальном масштабе времени, достаточно сложно. Об этом говорит, к примеру, опыт Китая, где за `чистотой` киберпространства следят гораздо тщательнее, чем в России, но, тем не менее, не справляются со всеми нарушителями законов.
Отметим, что владельцы Интернет-ресурсов по новому закону не несут ответственности за распространение третьими лицами ложной информации через их сайты. Единственное, что могут сделать жертвы информационной атаки, - потребовать удаления не соответствующих действительности фактов.
Неограниченное право
Не менее существенны и положения, регламентирующие право физических и юридических лиц на получение информации. Отныне за гражданами России закрепляется право требовать от государственных органов информацию, непосредственно затрагивающую их права и свободы, причем только в порядке, установленном законодательством. Иными словами, если речь пойдет о секретных данных, допуск к которым законодательно ограничен, ссылка на права и свободы едва ли сработает.
Юридическим же лицам обеспечено право запрашивать у государственных органов информацию, `необходимую в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности`. То есть каждый запрос информации предписывается обосновывать, уповая на то, что держатель информации сочтет приведенные доводы убедительными.
На практике это означает, что непосредственное решение вопросов о допуске к тем или иным формально открытым информационным ресурсам оставлен на усмотрение их владельцев. Обладатель информации получил практически неограниченные права регламентировать порядок доступа к данным и их использования. Хочешь - выкладывай сведения в открытый доступ, хочешь - персонально занимайся каждым запросом.
В связи с этим стоит вспомнить о подписанном председателем правительства России в апреле 2006 года `Перечне регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти`, то есть списке государственных информационных ресурсов.
В документе перечислены четыре десятка реестров - от Федеральной базы данных участников и результатов обработки ЕГЭ до Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Чего реально не хватает - четко прописанных регламентов доступа к каждому из перечисленных ресурсов. Предполагается, что проекты соответствующих документов будут разработаны до конца нынешнего года. Как скоро их удастся принять, гадать, разумеется, бесполезно. Некоторые попавшие в реестр материалы уже находятся в открытом доступе, в частности, выложены на официальных Интернет-сайтах. Другие остаются закрытыми и едва ли когда-нибудь станут доступны всем желающим.
|