На выставке можно ознакомиться
с 85 живописными и 75 графическими произведениями мастера. Это первая масштабная персональная выставка самого загадочного художника русского авангарда. В который раз Русский музей удивляет смелостью подхода и необычностью дизайнерского решения в подаче своих выставок. Но в этот раз выставка действительно поражает.
Долгие годы художника замалчивали. Как все талантливое и неординарное, его работы, он сам, его близкие подвергались гонениям только лишь потому, что он был непонятен, а значит, чужд пролетарской культуре и опасен. Неудивительно, что до сих пор широкому зрителю П. Филонов остается неизвестным. Основная задача проекта и состоит в исправлении этой несправедливости.
Анфилада залов, отданная П. Филонову, погружена во тьму. Как светлячки светятся сами полотна художника, вовлекая зрителя в странный, до конца не разгаданный мир `живых голов` и очеловеченных зверей.
П. Филонова - художника, сложного для восприятия, `нельзя показывать тесно`, заметила замдиректора Русского музея Евгения Петрова. Именно поэтому создана индивидуальная подсветка работ, позволяющая рассматривать каждую как единственную. Воспроизвести мир не как иллюстрацию, повторяя внешние его проявления, а выразить внутреннюю суть вещей в постоянном их развитии - вот сверхзадача, которую ставил перед собой художник.
Павел Филонов родился в 1883 году в Москве. Отец его был извозчиком, а мать - прачкой. Несмотря на это, родители могли дать приличное образование всем своим пятерым детям. Поступив в Академию художеств, он вскоре ее бросил. Много путешествовал по Европе и России. Революцию принял восторженно. Считал себя пролетарским художником. Несмотря на это, в 1930-е годы подвергся жесточайшим гонениям. Оба его пасынка погибли в лагерях. Он сам не имел права зарабатывать своей профессией. Его имя было под запретом. Умер в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года от истощения и холода. В то время любой его рисунок на Западе оценивался уже очень дорого. В 1970-е Евдокия Глебова по завещанию брата безвозмездно передала Русскому музею почти 200 картин и более 200 рисунков и акварелей - практически все его наследие. Впервые достаточно большое количество его работ было разрешено показать в залах Русского музея лишь в 1988 году.
На этой выставке все неожиданно. Посетителей ненавязчиво сопровождает какая-то потусторонняя музыка. Это звучат сами картины художника. Пропущенные через электронный синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин), напоминающий по принципу действия современный сканер, они превращаются в свой звуковой аналог. Этот уникальный инструмент был изобретен еще в 1938 году Евгением Мурзиным и посвящен любимому композитору.
После основной экспозиции посетителей встречает лев в виде трехметровой детской игрушки, он рассказывает автобиографию художника: это инсталляция художника-концептуалиста Вадима Захарова. За львом зрителя поджидает еще один сюрприз - остроумное анимационное кино молодого автора Степана Шумкалова `Филономания`. В его фильме наиболее известные полотна П. Филонова оживают. Вот рыба на столе картины `Пир королей` шевелит хвостом и даже подпрыгивает. В `Крестьянской семье` ребенок вдруг выпадает из рук мамаши и шлепается на землю. Через него перепрыгивает петух из другой картины, приводящий зрителя в третье произведение художника. А вот крошечный революционный автомобильчик путешествует по дебрям филоновской графики, показывая ее как бы изнутри.
Совершенно завораживает зрелище, где на ваших глазах распускается и зацветает филоновская живопись из полотна `Цветы мирового расцвета`. Этот фильм может служить остроумным путеводителем по картинам художника.
Но и это еще не все. Самым пытливым и выносливым предоставлена возможность полистать новый прекрасно изданный каталог художника часто с иными, чем прежде, названиями и датами, впервые соотнесенными с авторским каталогом несостоявшейся выставки 1929 года. Также можно поработать с материалами о
П. Филонове за компьютерами.
Последнее мне представляется символичным. Как ни странно, Павел Филонов, живший в конце ХIХ и в первой половине ХХ столетия, со своими мелкими структурами письма и принципом построения работ от частного к общему чрезвычайно современен, близок и более понятен молодому компьютерному поколению.
`Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед`, - писала Марина Цветаева. Работы Павла Филонова тоже можно уподобить хорошему выдержанному вину. Со временем букет его произведений раскрывается все больше, о чем свидетельствует и эта выставка. Продлится она до 1 октября.
|