Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Очевидное - невероятное` - ЭиВ N 28 (614)
КУЛЬТУРА
`Очевидное - невероятное`
No. 28 (614) 31.07.2006
Елена МУЛИНА
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка `Павел Филонов. Очевидец незримого`
На выставке можно ознакомиться

с 85 живописными и 75 графическими произведениями мастера. Это первая масштабная персональная выставка самого загадочного художника русского авангарда. В который раз Русский музей удивляет смелостью подхода и необычностью дизайнерского решения в подаче своих выставок. Но в этот раз выставка действительно поражает.

Долгие годы художника замалчивали. Как все талантливое и неординарное, его работы, он сам, его близкие подвергались гонениям только лишь потому, что он был непонятен, а значит, чужд пролетарской культуре и опасен. Неудивительно, что до сих пор широкому зрителю П. Филонов остается неизвестным. Основная задача проекта и состоит в исправлении этой несправедливости.

Анфилада залов, отданная П. Филонову, погружена во тьму. Как светлячки светятся сами полотна художника, вовлекая зрителя в странный, до конца не разгаданный мир `живых голов` и очеловеченных зверей.

П. Филонова - художника, сложного для восприятия, `нельзя показывать тесно`, заметила замдиректора Русского музея Евгения Петрова. Именно поэтому создана индивидуальная подсветка работ, позволяющая рассматривать каждую как единственную. Воспроизвести мир не как иллюстрацию, повторяя внешние его проявления, а выразить внутреннюю суть вещей в постоянном их развитии - вот сверхзадача, которую ставил перед собой художник.

Павел Филонов родился в 1883 году в Москве. Отец его был извозчиком, а мать - прачкой. Несмотря на это, родители могли дать приличное образование всем своим пятерым детям. Поступив в Академию художеств, он вскоре ее бросил. Много путешествовал по Европе и России. Революцию принял восторженно. Считал себя пролетарским художником. Несмотря на это, в 1930-е годы подвергся жесточайшим гонениям. Оба его пасынка погибли в лагерях. Он сам не имел права зарабатывать своей профессией. Его имя было под запретом. Умер в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года от истощения и холода. В то время любой его рисунок на Западе оценивался уже очень дорого. В 1970-е Евдокия Глебова по завещанию брата безвозмездно передала Русскому музею почти 200 картин и более 200 рисунков и акварелей - практически все его наследие. Впервые достаточно большое количество его работ было разрешено показать в залах Русского музея лишь в 1988 году.

На этой выставке все неожиданно. Посетителей ненавязчиво сопровождает какая-то потусторонняя музыка. Это звучат сами картины художника. Пропущенные через электронный синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин), напоминающий по принципу действия современный сканер, они превращаются в свой звуковой аналог. Этот уникальный инструмент был изобретен еще в 1938 году Евгением Мурзиным и посвящен любимому композитору.

После основной экспозиции посетителей встречает лев в виде трехметровой детской игрушки, он рассказывает автобиографию художника: это инсталляция художника-концептуалиста Вадима Захарова. За львом зрителя поджидает еще один сюрприз - остроумное анимационное кино молодого автора Степана Шумкалова `Филономания`. В его фильме наиболее известные полотна П. Филонова оживают. Вот рыба на столе картины `Пир королей` шевелит хвостом и даже подпрыгивает. В `Крестьянской семье` ребенок вдруг выпадает из рук мамаши и шлепается на землю. Через него перепрыгивает петух из другой картины, приводящий зрителя в третье произведение художника. А вот крошечный революционный автомобильчик путешествует по дебрям филоновской графики, показывая ее как бы изнутри.

Совершенно завораживает зрелище, где на ваших глазах распускается и зацветает филоновская живопись из полотна `Цветы мирового расцвета`. Этот фильм может служить остроумным путеводителем по картинам художника.

Но и это еще не все. Самым пытливым и выносливым предоставлена возможность полистать новый прекрасно изданный каталог художника часто с иными, чем прежде, названиями и датами, впервые соотнесенными с авторским каталогом несостоявшейся выставки 1929 года. Также можно поработать с материалами о

П. Филонове за компьютерами.

Последнее мне представляется символичным. Как ни странно, Павел Филонов, живший в конце ХIХ и в первой половине ХХ столетия, со своими мелкими структурами письма и принципом построения работ от частного к общему чрезвычайно современен, близок и более понятен молодому компьютерному поколению.

`Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед`, - писала Марина Цветаева. Работы Павла Филонова тоже можно уподобить хорошему выдержанному вину. Со временем букет его произведений раскрывается все больше, о чем свидетельствует и эта выставка. Продлится она до 1 октября.

Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРА
30.11.23Сергей Шуб: «В основе спектакля — пьеса, в основе театра — человек»
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом» — человек дела, что не раз уже доказал. Он не только создал одну из лучших театральных трупп Петербурга и России, но и уже 25 лет благодаря ему на сцене «Балтийского дома» проводится Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». За эти 25 лет в нем приняли участие 77 театров с 263 спектаклями. Более конкретной и важной миссии по продвижению русской культуры, наверное, и придумать нельзя. Особенно сегодня, когда в некоторых странах ее пытаются отменить. Миссию «Встреч в России» он видит в том, чтоб «объединяться не в ненависти, а в любви».
29.12.08«Все зависит только от нас»
Народный артист РФ Сергей Мигицко:
29.12.08Гатчинские валенки в юбилей похорошели
29.12.08Маковские заполнили музей
22.12.08Коротко
22.12.08Добро пожаловать в тюрьму
Столетие Музея истории Петербурга ознаменовалось приведением в порядок нескольких музейных объектов и открытием новых экспозиций
15.12.08Я вам пишу – чего же боле?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru