По заказу Комитета по транспортно-транзитной политике администрации Петербурга компания `Дан энд Брэдстрит-Норд` создает реестр компаний транспортного комплекса Петербурга. В этом реестре будут собраны сведения об организациях, оказывающих транспортные, экспедиторские, складские, таможенные, консультационные и информационные услуги в этой сфере.
На сегодня не существует единого и непротиворечивого источника информации по всем тем данным, которые необходимы для разработки, реализации и оценки эффективности программ для развития транспортного комплекса. Для начала неизвестно даже точное количество компаний - участников этого рынка, а также отсутствуют минимальные сведения об их деятельности.
Реестр призван ответить на эти вопросы. В ходе реализации проекта были проанализированы данные из различных официальных источников. Например, по данным администрации морского порта Санкт-Петербург, в порту города (включая порт Приморск) работают 139 агентирующих компаний и 4 компании-судовладельца, заключивших контракт на перечисление портовых сборов. При этом анализ различных отраслевых и общеделовых справочников показывает, что около 270 компаний позиционирует себя как провайдеры портовых услуг.
Различие в оценках происходит из-за того, что не все виды услуг требуют регистрации в администрации порта (например фрахтование или консультирование).
По состоянию на 1 июля 2005 года в городе насчитывалось чуть более 4 тыс. предприятий, имевших лицензию на осуществление коммерческих перевозок грузовым автотранспортом с общим парком около 30 тыс. автомобилей, из них 1095 крупнейших компаний имели в собственности 80% автопарка.
Около 5% всех перевозчиков имели также допуск к международным перевозкам. В число этих крупнейших компаний-лицензиатов попали также крупные производственные компании, обладающие собственным автопарком.
Доля индивидуальных предпринимателей среди них составила 2,6% по количеству компаний и 1,27% - по количеству машин. Четыре крупнейшие транспортные компании на тот момент располагали автопарком более 300 грузовых автомобилей.
Международные грузовые перевозки
В настоящее время в Петербурге 404 компании, владеющие общим автопарком в 5 тысяч грузовых автомобилей, имеют допуск к международным грузовым автоперевозкам.
На рынке международных перевозок ярко выражена концентрация бизнеса: 4 крупнейшие компании (менее 1% от общего их количества) владеют 15,8% автопарка. Из 404 международных перевозчиков как минимум 226 (56%) занимаются внутрироссийскими перевозками. Эти компании владеют около 20% автопарка, занятого у российских перевозчиков. Они используют в среднем по 27 автомашин.
Общая численность компаний - автоперевозчиков, таким образом, составляет около 4-5 тысяч. Однако следует учитывать, что многие из них (оценочно эта цифра может достигать 5-10%) фактически осуществляют перевозки для обеспечения основного вида деятельности компании (часто - оптовая торговля, крупное производство) или обслуживают только другие подразделения холдинга, в который входит компания. С учетом того что услуги таких перевозчиков не предлагаются на открытом рынке, количество транспортных компаний немного меньше.
Второй аспект, который не учитывает эта статистика, - структура рынка могла претерпеть изменения после отмены лицензирования. Существует вероятность, что возникла целая прослойка компаний, которые не занимаются перевозками постоянно, но, имея собственный транспорт, периодически берут `попутные` грузы тогда, когда для этого выдается возможность.
Несмотря на то что эти компании часто открыто предлагают свои услуги на рынке посредством публикации объявлений в справочных изданиях, их клиентами являются, как правило, давние партнеры или знакомые. По оценкам специалистов компании `Дан энд Брэдстрит-Норд`, полученным в ходе работы над реестром, доля таких компаний может составлять, как минимум, 5% от числа обычных перевозчиков, а количество тех, кто не публикует никакой информации о себе, на данном этапе не поддается исчислению.
Транспортные компании в целом, а в особенности автоперевозчики очень мобильны: некоторые, особенно некрупные, фирмы меняют местоположение офиса несколько раз в год. Около 20% действующих на рынке компаний меняет офис, телефон или руководство.
Анализ данных различных Интернет-справочников показывает, что информация в среднем по 40% упоминаемых в них компаний устарела, а 20-25% фирм и вовсе прекратили свое существование.
Структура рынка грузовых автоперевозок (расчеты `Дан энд Брэдстрит-Норд` на основе данных Северо-Западного управления государственного автодорожного надзора)
Число Доля в общем Доля от числа
автомобилей автопарке компаний
до 10 30,57% 82,50%
11-20 20,50% 10,32%
21-50 21,56% 5,17%
51-100 14,83% 1,57%
101-150 3,12% 0,17%
151-200 2,35% 0,10%
201-250 2,26% 0,07%
301-350 2,21% 0,05%
351-400 1,20% 0,02%
401-450 1,40% 0,02%
|