Не случайно затраты на обеспечение безопасности в Швейцарии достигают 1,5-2% от общих производственных расходов компаний. И основная их часть идет не столько на обеспечение физической охраны, сколько на защиту информации и охрану интеллектуальной собственности.
В РФ на подобные цели тратят значительно меньше. При этом в повседневном документообороте секретят сведения, которые никому не нужны, и оставляют массу каналов для утечки ценной для перепродажи информации.
Методы промышленного шпионажа разнообразны и не сводятся к банальным кражам информации. Основную часть данных можно собрать вполне легальными путями, инициируя запросы от предприятий-парнеров, внутрикорпоративные расследования, исследуя локальные акты предприятий, документы, которые попадают в поле зрения инспекторских проверок. Для того чтобы их раздобыть, иногда достаточно временно трудоустроить на определенную должность своего агента...
Многие руководители склонны окружать себя приятными людьми, а не профессиональными экспертами. И услуги, которые, по идее, должны выполнять частные детективы, нередко доверяют некомпетентным в этом деле специалистам. В итоге менеджеры пребывают в иллюзии, что обеспечили информационную безопасность предприятия.
Российский рынок, полагает председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Василий Платонов, вступает в новый этап развития. И это требует совершенствования методов охраны собственности. Сегодня его можно потерять легальным путем, и никакое `крышевание` не снимет всех рисков предпринимательства.
К сожалению, считает гендиректор `Объединения частных детективных предприятий `Страйк детектив сервис` Анатолий Войцеховский, в Правительстве РФ вновь ведут себя по принципу `пока гром не грянет...`. Столкнулись с активностью рейдеров, приняли меры. Остается ждать, когда ущерб от промышленного шпионажа достигнет такого же масштаба? Нужны превентивные меры, четкая госполитика в сфере частного сыска и регулирование в использовании технических средств.
Однако, для того чтобы убедить Правительство РФ в реальности возникшей угрозы, специалистам надо провести анализ рынка. Этим попытались заняться в `Объединении частных детективов России` (ОЧДР), в которое вошли около 2 тыс. профессионалов РФ.
Президент ОЧДР Владимир Барышев, изучая российское законодательство, столкнулся с тем, что оно не регламентирует многие разновидности частного сыска. Ведь они выходят за рамки компетенции органов внутренних дел. Не случайно в некоторых европейских странах частный сыск курирует министерство экономики, тогда как охранная деятельность остается под жестким контролем МВД. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы частных детективов.
В РФ сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, частный сыск легализирован, а с другой - детективов можно штрафовать хоть каждый день. Чиновники найдут массу формальных поводов, которые несложно выдать за незаконные действия детективов. Между тем никто не мешает службам безопасности промышленных предприятий, финансовых и торговых организаций, частным охранным фирмам заниматься нелегальным сыском. Известно немало случаев, когда, по сути, сторожа банков изучают деловую репутацию клиентов и визируют кредитные документы.
Есть факты, когда этим, скажем, под разными предлогами начинают заниматься чиновники, потому что в РФ не регламентирован порядок влияния госструктур на хозспоры предпринимателей. С одной стороны, чиновники не должны вмешиваться в бизнес, с другой - рейдерские угрозы, которые могут подорвать стабильность экономики субъектов РФ, заставляют их вести мониторинг.
В странах ЕС в таком случае привлекают не только консультантов, но и частных детективов, которые по заданию государства анализируют, например, риски госинвестиций, оценивают риски по делам о ложных банкротствах, от компьютерных преступлений, порчи земли, вырубки леса, нарушения лицензий деятельности... Иными словами, частные детективы берут на себя часть функций досудебного разбирательства.
Так поступают в Германии и Великобритании, чтобы как снизить нагрузку на правоохранительные органы, так и поддержать предпринимателей, оптимизировав их расходы на безопасность - в той мере, насколько это затрагивает интересы национальной экономики в целом.
В Минэкономразвития РФ поддерживают подобные подходы, потому в 2006 году в Госдуму намечено передать проект закона `О частном сыске`. Выдвинута идея использовать частных детективов для усиления общественного контроля за обеспечением безопасности предпринимательства в РФ. Это означает, что времена добровольных народных дружин и человека с ружьем, надзирающих за тем, чтобы не разоряли казну, проходят. Всех воров за руку не схватишь. Надо пресекать негативные тенденции и каналы увода госсредств в `тень`. А для этого требуются специалисты.
Геннадий Курдюков,
замначальника управления по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной
и охранной деятельностью ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти:
- Когда говорят о частном сыске в РФ, сразу возникает вопрос о добросовестности детективов. Ведь их основная часть работает в `тени`. Договор с частными охранными предприятиями для клиента понятен. К ним привыкли. Большинство известно на рынке.
То, какими методами следует пользоваться при выполнении договорных обязательств,- это их дело. Надо - пусть нанимают детективов. А вот как чиновникам и предпринимателям оценить эффективность частного сыска? Отчеты умеют составлять все. Но ведь деньги клиент должен платить не за это, а за конкретный результат. К тому же не следует забывать, что в команды профессиональных рейдеров всегда входят и частные охранные предприятия. Они в принципе на виду. Сотрудничать или нет с рейдерами - вопрос их репутации.
В конечном итоге ЧОП могут лишиться лицензии. Для них это существенный удар. А вот сколько детективов нелегально работает на рейдеров? За этим сложно уследить. Причем отзыв лицензии для них мало что значит: они могут работать по поручению разных компаний.
|