Нет привычки
жить по плану
По данным опроса, по сравнению с 2002 годом, когда проводили похожее исследование, горожане стали лучше планировать свои доходы и расходы. Расчетливее стали жить не только богатые, но и бедные. Однако свыше 70% людей по-прежнему не заглядывают в будущее, поскольку не имеют возможности копить деньги. Другими словами, уровень бедности в городе довольно высокий, несмотря на повышение размера среднего прожиточного минимума. Около 7% опрошенных сообщили, что не имеют привычки жить по финансовому плану.
Такие знакомые привычки, как `хранить деньги в чулке` или `занять у друзей и знакомых`, за последние четыре года в сознании людей не претерпели перемен. В то же время привычка жить в кредит появилась у многих. Согласно исследованию по сравнению с 2002 годом доля частных лиц, готовых взять кредит в банке, увеличилась с 1% до 24%, а доля тех, кто не прочь оформить ссуду на работе, выросла с 2% до 10%. Тем не менее более 80% опрошенных ответили, что не собираются покупать что-либо в рассрочку.
На вопрос, какой кредит вы бы хотели взять, респонденты указали несколько вариантов, где самым популярным стал потребительский (на втором месте - целевой, на третьем - автокредит, на четвертом - ипотека).
Долги копим легко
На сегодня больше всего заемщиков имеют задолженность именно по потребительским кредитам (28%), меньше всего - по ипотеке (1%), а почти 60% - не связаны с банками по линии кредитования. То есть живут в долг пока не так много горожан. Из тех же, кто занимается финансовым планированием, в основном выстраивают собственную стратегию на базе кредитования, потенциальных заемщиков оказалось 22%.
В рейтинге популярности предлагаемых банками услуг респонденты отдали предпочтение потребительским кредитам (28%), на втором месте - целевые (15%), на третьем - автокредиты (13%). Разброс ставок по ипотеке, по мнению опрошенных, может колебаться в диапазоне от 6% до 15% годовых.
`Год назад респонденты называли более низкие ставки. Сегодня люди стали адекватнее оценивать ситуацию, почти так, как готовы продавать свои услуги банки`, - отметил Р. Могилевский. Проблем при оформлении кредитов, с точки зрения самих заемщиков, становится меньше. Свыше 60% респондентов сказали, что трудностей в этом случае не испытывают.
Недовольные, отвечая на конкретные вопросы, касающиеся комиссионных сборов, перечня необходимых документов, длительности рассмотрения заявлений, графика работы инспекторов, отметили ухудшение относительно конца 2004 года.
Заемщики
стали грамотнее
В целом население стало лучше разбираться в банковских услугах. По сравнению с 2002 годом, заметно повысилась осведомленность по курсам валют, по всем видам потребительского кредитования, по ипотеке. Есть продвижение в плане ознакомления и с более сложными продуктами - телефонный банкинг, операции со счетами в Интернете и т. д.
Но все-таки доля опрошенных, имеющих представление об электронных банковских технологиях, еще не очень высокая. Вкладывать деньги в фондовый рынок горожане пока не готовы (77% ответили отрицательно), хотя за последние 4 года число тех, кто мог бы купить, к примеру, акции, возросло с 2% до 18%.
Примечательно, что из тех, кто не выиграл от вложений в ценные бумаги ничего (а их доля составила 60%), часть (22%) готова вновь играть на фондовом рынке в случае появления свободных денежных средств. Интерес к ценным бумагам, безусловно, подогревается высокими, по сравнению с другими финансовыми инструментами, доходами. Только инвестиции в ПИФы в прошлом году принесли их участникам до 80% годовых.
Исследователи склонны видеть в трансформации отношений между банками и клиентами не только экономический смысл. `Мы приходим к выводу, что в России, как в свое время в США, формируется прагматик, который живет не по шаблонам. С ним уже можно договариваться`, - сказал Р. Могилевский.
Какой он,
будущий клиент?
По словам Р. Могилевского, банки не заинтересовались проведенным опросом. `Видимо, они еще не знают, как использовать подобные исследования для принятия решений`, - предположил он. Разрабатывать услуги, опираясь лишь на собственные наработки, конечно, неверно. Клиента нужно изучать, причем не только его финансовое состояние. Это позволяет более дифференцированно подходить к разработке услуг.
Такой подход, в свою очередь, заставляет ответственно относиться и к кредитованию, которое сопряжено со значительными рисками. По статистике, просрочка по потребительским кредитам, особенно по тем, где не нужен залог, доходит уже до 25%. По мнению генерального директора ООО `Объединенное Бюро Кредитных Историй` Татьяны Ивановой, исследования подобного рода полезны тем, что дают банкам ориентир: какие услуги и на каких условиях надо предлагать.
|