- Мне приснилось, будто тигры выступают на арене, балансируя на больших сверкающих шарах, - рассказывал он как-то утром своему сыну, ныне народному артисту России дрессировщику Мстиславу Запашному. - Как думаешь, можно сделать этот сон явью?
`Попробуем`, - ответил сын, и с тех пор началась продолжавшаяся 6 лет работа над уникальным номером `Тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе`, увидеть новую версию которого в Петербурге можно на арене цирка в Автово. В программе представления `Триумф XXI века` есть и конный меланж-акт, выступления индийской слонихи Рани, медведей-спортсменов, акробатов-вольтижеров, клоуна Владимира Чуры.
Все у Запашных получилось блестяще, но тернист был путь к `Триумфу`! К созданию номера с тиграми приступили в середине 1990-х, денег на воплощение замысла катастрофически не хватало: российские чиновники от искусства были к нему равнодушны. А вот американцы предлагали дрессировщикам $0,5 млн даже за саму идею постановки подобного номера, обещали циркачам создать в США все условия для работы - лишь бы они научили тигров тому, что однажды привиделось Мстиславу Михайловичу во сне.
А привиделось ему нечто, считавшееся невозможным. Полосатым хищникам нужно было помочь преодолеть природный страх перед нахождением на неустойчивых поверхностях, и при этом требовалось научить тигров перемещаться на них по арене, выполняя команды дрессировщика. Была и такая проблема: тигр не может передвигаться на шаре, меняя направления движения, останавливаясь и поворачиваясь.
На помощь Запашным пришли специалисты ООО `НКТ `СКПБ` из Омска, разрабатывающие космические аппараты. Они сконструировали 700-килограммовые `умные` шары. Комплект стоил около 3,5 млн евро. Каждый такой шар оборудован электроникой, просчитывающей траекторию движения тигров, а находящийся внутри зеркальной сферы груз, смещаясь по команде компьютера, позволяет конструкции маневрировать.
В свете юпитеров и под аккомпанемент музыки из произведений Чайковского, Мусоргского и Глинки тигры, скользящие по пространству цирковой арены на огромных блестящих шарах, действительно представляются чем-то пришедшим из сказочного сна.
Поражает контраст между тем, насколько сложен номер в техническом плане, и тем, как динамичен на арене. Это - показатель высочайшего мастерства представителей династии Запашных, заслуги которых отмечены множеством наград, в том числе национальной премией за `Создание многих крупнейших уникальных произведений циркового искусства`.
- Тигров, выступающих со мной на сцене, зовут Роки, Джина, Лада, Эра и Акбара, эти красавцы и красавицы весят более 300 килограммов, у каждого - свой непростой характер, но все они, безусловно, самые настоящие артисты, - сказал Мстислав Мстиславович Запашный. - А моя задача как дрессировщика заключается не в том, чтобы заставить животное делать что-либо, а в стремлении развивать данные ему природой способности.
Так, М. Запашный научил тигра Акбара делать стойку на передних лапах - это уникальный трюк. А Джина оказалась в тигрином коллективе единственной артисткой, не побоявшейся стать напарницей дрессировщика при выполнении финальной части номера, когда человек и хищный зверь вместе, без страховки, поднимаются под купол цирка, стоя на большом голубом шаре, символизирующем планету Земля. |