Начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД` Виктор Степов пояснил, что нынешний этап реформ связан, во-первых, с выделением из состава ОАО `РЖД` очередных дочерних предприятий, а во-вторых - с углублением интеграции в европейский рынок транспортных
услуг путем создания совместных предприятий.
После выделения из ОАО `РЖД` головной грузовой перевозочной компании начнется преобразование региональных железных дорог: от них, в свою очередь, отпочкуются филиалы перевозочной компании. В итоге ОАО `РЖД` будет все больше похоже на имущественный холдинг.
Чем же займется ОЖД?
- Она, как территориальный филиал компании, сосредоточится на содержании и развитии железнодорожной инфраструктуры, включающей железнодорожные пути, электроснабжение, сигнализацию, связь, тяговое обслуживание и управление перевозками. Потому предстоит выработать модель взаимодействия со смежными структурами, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность инфраструктуры, расширить спектр и повысить качество транспортных услуг, - прокомментировал В. Степов.
Основные направления грузоперевозок в 2006-2008 гг. сохранятся прежними. Наибольший их рост на Северо-Западе - по направлению в морские порты, где объем выгрузки в 2006-м на ОЖД достиг 7,36 тыс. вагонов в сутки (+69% к 2005-му). Железнодорожники стараются увеличить пропускную способность рельсовых путей. Суммарные инвестиции в инфраструктуру ОЖД в 2000-2005 гг. оценивают в 100 млрд руб.
Эти средства вложены в электрификацию участков Волховстрой - Мурманск, чтобы создать сквозное движение составов на северном направлении (без смены электровозов
на дефицитные тепловозы). Это позволяет высвободить 16 магистральных тепловозов и на 52 тонны увеличить средний вес поезда. Суммарная экономия - 220 млн руб. в год.
В ОЖД укрепляют подходы к петербургскому железнодорожному узлу, там движение сегодня самое интенсивное в РФ: ежесуточно - 64 пары грузовых поездов, не считая пассажирских составов и электричек. Реконструкция сортировочных и припортовых станций и подходных путей к ним позволила в 2005-м выгружать на предпортовых станциях Автово и Новый Порт 1,18 тыс. вагонов, а в 2007-м этот показатель планируют довести до 1,2 тыс. вагонов.
Комплексный подход к проектам
При этом в ОЖД придерживаются комплексной программы модернизации инфраструктуры с поэтапной расшивкой узких мест - по мере развития портовых мощностей в СЗФО. Сейчас пробки образуются в районе станций Мга, Волховстрой и Бабаево. На их реконструкцию до 2010 года понадобится 18,9 млрд руб. Со станции Мга грузопоток в сторону морских портов Финского залива разделяется на три направления. Соответственно в центральный маршрут (в Петербург) понадобится 3,4 млрд руб. инвестиций и в северный (в Выборг, Высоцк, Приморск) - 1,09 млрд руб.
Величина вложений в южную трассу (в Усть-Лугу) уточняется. В 2006 году на эти цели в ОАО `РЖД` выделило 1,28 млрд руб. Дальнейшее развитие терминалов порта Усть-Луга потребует не только усиления станции Лужская, но и поэтапного развития участка Мга - Гатчина - Веймарн со строительством вторых путей, удлинением ряда промежуточных станций и завершением электрификации всего направления.
Развитие дальних железнодорожных подходов к портам Высоцк и Приморск увязывается в один проект с организацией скоростного движения пассажирских поездов на участке Петербург - Бусловская - Хельсинки и выносом грузового движения на параллельное направление Петербург - Лосево - Каменногорск - Выборг. Старт проекта общей стоимостью в 53 млрд руб. возможен в 2009 году, если удастся привлечь средства Инвестфонда РФ.
При этом встанет проблема увеличения пропускной способности Мурманского железнодорожного узла: строительство вторых путей на подходе к Мурманску оценено в 26 млрд руб., удлинение приемоотправочных путей - в 3,6 млрд руб. и развитие самого узла - еще в 7,1 млрд руб.
В целом программу развития припортовых направлений СЗФО до 2020 года в ОЖД оценивают в 272 млрд руб. Таких средств в ОАО `РЖД` нет. Встает вопрос привлечения дополнительных инвестиций. Кроме средств Инвестфонда РФ железнодорожники рассчитывают на капиталы частных инвесторов, в том числе иностранных. В свою очередь, инвесторы хотят, чтобы государство взяло на себя основные риски реализации капиталоемких программ. Это, прежде всего, касается проекта организации на маршруте Петербург - Бусловская скоростного движения пассажирских поездов. Тогда для приобретения подвижного состава и его технического обслуживания финны готовы создать СП Оу Karelian Trains Ltd. Другое СП намечается с ОАО `Компания Усть-Луга`, чтобы свести к минимуму простои вагонов на подходе к порту, которое, по сути, задумано как локальный логистический центр.
Возможно и долевое строительство объектов железнодорожной инфраструктуры с оплатой доли частного инвестора за счет скидок с провозного тарифа при последующей ее эксплуатации. По такой схеме в ОАО `Тангра-Ойл` софинансировали строительство разъезда Рудный на участке Апатиты - Оленегорск, выделив 30 млн руб., а в ОАО `ЛУКОЙЛ` в 2004 году вложили 300 млн руб. в сооружение железнодорожных путей к нефтетерминалу Высоцк и подписали контракт на их дальнейшее совместное развитие.
Прогноз объемов перевозок внешнеторговых грузов РФ
по ОЖД в морские порты СЗФО, млн тонн
2010 г. 2015 г.
Сдача Прием Сдача Прием
ВСЕГО 109,5 6,6 155,0 8,7
В том числе:
Петербург 30,0 4,3 39,8 5,8
Мурманск 25,1 1,0 36,1 0,9
Высоцк 14,2 - 16,7 -
Усть-Луга 16,2 1,3 27,0 2,0
Источник: `ГипротрансТЭИ`
|