В 2005 году местные компании, разливающие лимонады, квасы и соки, выпустили 1 млн 904 тыс. декалитров продукции. Это в 2,1 раза больше, чем в 2004-м. Минеральные и столовые воды `подросли` на 178,1%. Общий объем производства - 49,2 млн полулитров.
Бурный поток напитков, потребление которых в летнюю жару увеличивается в 3-5 раз, обеспечивают 3 небольших цеха и 6 основных игроков рынка, самые крупные из которых (корпорация `Семь ручьев`,ОАО `Дека`, `Новгородский облпотребсоюз`) обеспечивают своей продукцией не только Новгородскую область, но и другие регионы.
Наиболее крупной региональной дистрибуторской сетью располагает организованная в 1994 году корпорация `Семь ручьев`, головной офис и торговый дом которой находятся в Петербурге. Это обеспечивает широкую узнаваемость торговой марки, под именем которой выпускают 5 видов лимонадов, 8 видов газированной и негазированной минеральной и питьевой воды и квасной напиток.
По словам Людмилы Смирновой, менеджера по региональным продажам ТД `Семь ручьев`, разливаемые в Окуловском районе Новгородской области напитки представлены в 90% торговых точек Карелии, Череповца, Мурманска. В северных регионах особенно высок спрос на лимонады и квасной напиток `Окрошечка`.
`В Тюмени и Сургуте, например, наша `Окрошечка` - брэнд N 1 среди аналогичных напитков других производителей`, - сказала Людмила Смирнова.
В Новгородской области лидер по продажам кваса - ОАО `Дека`. В 2005 году на предприятии установлена новая производственная линия мощностью 3 млн дал в месяц. В апреле 2005 года специализирующееся на производстве пива предприятие вывело на рынок новый продукт - квас `Никола`, сопроводив его громкой рекламной кампанией.
В мае 2006-го у `Николы` появился `младший брат` - `Добрыня`. Их совместную долю на рынке кваса Северо-Запада специалисты `Деки` оценивают в 30%. Основные потребители - торговые предприятия Петербурга и Великого Новгорода. Кроме пива и кваса ОАО `Дека`, имеющее скважину на своей территории, выпускает столовую воду `Серебряный родник`. Однако ее доля в общем объеме производства составляет не более 5%.
Доля минеральной воды в общем объеме производства безалкогольных напитков `Новгородского облпотребсоюза` также незначительна: всего 4%. Воды `Селигер`, `Голубые ключи`, `Жемчужина Валдая` представлены в основном в местной торговле.
- Этот сегмент рынка переполнен предложением, поэтому мы развиваем другое направление - производство лимонадов и сокосодержащих и витаминизированных напитков на основе минеральной воды на базе `Хвойнинского пивзавода` и `Демянского пищекомбината`. Новинки нынешнего сезона - обогащенные железом и минералами сокосодержащие напитки под торговой маркой `Вторая жизнь`, с фруктовыми вкусами и содержанием натурального сока 10%, - рассказал начальник отдела технологии и качества `Новгородского облпотребсоюза` Андрей Петров.
`Новгородский облпотребсоюз` - пока единственное из местных предприятий, производящих сокосодержащие напитки. Однако к августу его монополия может быть нарушена.
Предприятие по производству молочных продуктов ОАО `Лактис` намерено возобновить выпуск соков `Восторг`, `Дар`, `Лактис` на постоянной основе, приостановленный несколько лет назад. Временно занятые розливом молочной продукции шведские линии `Эколин` вновь переведут на упаковку соков в кувшины `Тетра Брик` емкостью 1,5 литра. |