Четких критериев, которые позволили бы выделить средний бизнес из общей массы, нет. Называется в некоторых публикациях цифра - около 30 тыс. компаний. В Петербурге таких предприятий примерно 3500. Для сравнения: в городе насчитывается 114 тыс. субъектов малого бизнеса. Средний бизнес, в отличие от крупного, не может выйти на международные рынки капитала, а также разместить на западных биржах свои ценные бумаги. IPO для этих компаний - экзотика.
Где взять кредит?
Основным источником финансирования для среднего бизнеса являются, таким образом, банковские кредиты. Но получить их не просто, и не только из-за проблем с залоговым обеспечением. Крупным банкам кредитовать их невыгодно, поскольку затраты на обслуживание значительные, а доходы - невелики. А у средних банков есть ограничения по нормативам, что не позволяет им финансировать такие проекты.
В средних банках, как правило, условия кредитования хуже, по сравнению с крупными (есть значительные расходы, в том числе и непроизводительные, связанные с подготовкой отчетности). А это отражается на процентных ставках. Они выше, чем у крупных банков. В Сбербанке, к примеру, кредиты предоставляют и под 9% годовых, хотя средние ставки по кредитам - 13-14% годовых.
В то же время в крупных банках из-за концентрации полномочий в головном офисе долго идет согласование при выдаче кредитов. Есть ли какие-либо подвижки?
ЦБ только недавно стал предпринимать меры по увеличению капиталов банков, да и то под давлением рекомендаций Базельского комитета. Ряд банков федерального значения провел реорганизацию сети. Первым это сделал Сбербанк РФ, что позволило делегировать больше полномочий его территориальным подразделениям.
Продуктовый ряд - под клиента
Пристальное внимание к малому бизнесу привело к тому, что этот бизнес финансировался на первом этапе преимущественно иностранными банками, и лишь в последние годы - российскими. Кстати, кредит представители малого бизнеса сегодня могут получить при определенных условиях и под бюджетные гарантии.
Средний бизнес только в прошлом году впервые выделил в отдельную категорию Внешторгбанк (ВТБ). В Петербурге прошел семинар, где представители банка подробно рассказали о своем методе обслуживания этой группы клиентов. К средним ВТБ отнес компании с годовой выручкой от $3 млн до $100 млн.
Суть методики - не только в специальных подходах к кредитам и оценке рисков, но и в том, как она применяется на каждом этапе общения с клиентами. Примечательно, что банк отбирает сам клиентов, пользуясь публикуемой информацией. Затем, как выразились банкиры, `продуктовый ряд настраивается под заемщика`.
Компаниям среднего бизнеса, таким образом, открывается доступ ко всем услугам, которые раньше были доступны только крупным структурам, в том числе и проектное финансирование. Заемщикам присваивают кредитный рейтинг, в соответствии с которым определяются суммы и процентные ставки.
`Лакомый кусок` для банков
Сегодня в диапазоне от $3-30 млн работает основная масса российских средних компаний. Сектор среднего бизнеса формируют успешные и быстрорастущие компании. Объем выданных им кредитов составляет в целом по России $40 млрд, а остатки на счетах - $30 млрд.
В регионах эти компании - важные налогоплательщики и работодатели. По оценке экспертов, потребность таких компаний в банковских услугах будет расти ежегодно на 25%. В отличие от крупных корпораций, где маржа довольно низкая из-за сильной конкуренции со стороны иностранного капитала, в средних компаниях прибыль высокая и стабильная. Этот `лакомый кусок`, надо отметить, привлекает не только российские банки. Известно уже, что ряд финских кредитных компаний предлагает российскому среднему бизнесу кредиты под 4% годовых. |