По предварительным данным, на бюджетное обучение в государственных вузах Петербурга в этом году будет принято лишь на 1-1,5% меньше абитуриентов, чем годом ранее: около 28 тысяч человек
В некоторые вузы, например в Государственный университет, Университет экономики и финансов, Горный институт, Гидрометеорологический университет, Университет сервиса и экономики, бюджетный прием даже должен возрасти, в основном, правда, тоже незначительно.
Учеба за деньги:
89% - за
Вместе с тем вслед за первой волной абитуриентов, соревнующихся за право учиться на бюджетных местах, неизбежно придет вторая - тех, кто будет поступать на платные отделения и в негосударственные вузы. Здесь страстей уже будет поменьше, ибо платежеспособность в данном случае будет основным аргументом, решающим дело в пользу соискателей.
К тому, что обучение становится платным, в России постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить за образование, сокращается. По данным опроса, проведенного несколько месяцев назад компанией Begin Group, 89% родителей сегодняшних абитуриентов готовы, при необходимости, финансировать обучение ребенка в вузе.
Разумеется, серьезно различаются суммы, которые взрослые готовы выложить на алтарь науки. Исследование дало следующие результаты:
менее 1 тыс. у. е. в год согласны платить 6% опрошенных
от 1 тыс. до 2 тыс. у. е. - 19%
от 2 тыс. до 3 тыс. у. е. - 31%
от 3 тыс. до 5 тыс. у. е. - 19%
от 5 тыс. до 7 тыс. у. е. - 6%
более 7 тыс. у. е. - 8%
не готовы платить - 11%
Еще недавно о такой покорности судьбе вузы могли только мечтать, но сегодня можно сказать вполне определенно: почва для перехода на платное высшее образование подготовлена. Руководство Минобрнауки, правда, заявляет, что этого в ближайшее время не случится.
Не менее интересны данные и об источниках финансирования образования. Большинство родителей (59%) намерены оплачивать обучение ребенка за счет собственных средств, накопленных или зарабатываемых в режиме реального времени. Около 7% намерены взять кредит на обучение, а 11% планируют использовать часть собственных и часть заемных средств. Остальные пока не решили для себя эту проблему.
Добавим, что 52% опрошенных родителей еще не готовы даже рассматривать возможность взять образовательный кредит, 43% отмечают, что готовы подумать об этом, и лишь 5% на данный момент уже определились, что точно возьмут деньги на обучение в одном из банков (речь идет и о родителях абитуриентов, которые будут поступать в ближайшие годы, поэтому последняя цифра несколько отличается от приведенных выше данных по тем, кто намерен воспользоваться кредитами в нынешнем году. - Прим. авт.).
Отметим также, что выбор целевых образовательных займов пока крайне невелик: в Петербурге их предлагают менее 10 банков. Правда, всегда есть возможность воспользоваться обычным потребительским кредитом, в этом случае проценты могут быть даже ниже - кредитование образования в банкирской среде считается достаточно рисковым бизнесом.
Три источника
Все активнее становятся абитуриенты и в сборе информации при выборе вуза. При этом подавляющее большинство использует Интернет: 59% просматривают, главным образом, официальные сайты вузов, 31% - общие справочные сайты и поисковые системы. 56% отметили, что обращают внимание не только на фактические данные, но и на качество сайта вуза.
Еще один показатель ответственного подхода - использование разнообразных источников информации. Справочные печатные издания по вузам регулярно изучают 68% участников опроса. 62% - регулярно посещают образовательные выставки, 33% - как минимум, одну выставку перед окончательным принятием решения о выборе вуза.
Около 81% респондентов получают информацию о вузах в школах, хотя в большинстве случаев отмечают, что этих сведений недостаточно.
Молодые загадывают на 5 лет вперед
Наиболее значимыми факторами выбора вуза являются не величина конкурса и даже не престиж специальности, а перспективы дальнейшего трудоустройства. По крайней мере 40% опрошенных поставили этот фактор на первое место. На втором - наличие интересующих специальностей, его сочли самым важным условием 30% участников опроса, 12% указали, что прежде всего смотрят на стоимость обучения.
Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывали следующие:
уровень сложности вступительных испытаний - 11%
удобное расположение вуза - 9%
контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%
число изучаемых иностранных языков - 7%
возможность получения двух дипломов - 6%
брэнд вуза - 5%
наличие военной кафедры - 5%
положительные отзывы знакомых - 5%
наличие подходящих форм обучения - 3%
условия для занятий спортом - 3%
гибкие формы оплаты обучения - 3%
наличие магистратуры - 2%
наличие известных преподавателей - 2%
- Если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента, то на втором - с удобством обучения, - отмечает руководитель отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group Анна Рубальская. - Это значит, что в первую очередь важно понять, кем хочет стать ребенок, затем выяснить, где этому учат, после чего определиться с тем, какое из этих мест является наиболее подходящим. |