Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Двойные стандарты судостроения - ЭиВ N 24 (610)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Двойные стандарты судостроения
No. 24 (610) 03.07.2006
Борис УШАКОВ
На церемониях спуска кораблей петербургских судостроителей военные всегда благодарят. Однако на заседании морской коллегии в Петербурге министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что `удовлетворенных работой судостроителей

не было`



Этот упрек, очевидно, был адресован руководителям ОАО `Северная верфь` и `Балтийский завод`. Им досталось и за неграмотный менеджмент, и за низкую производительность труда, и за завышенные расценки по госзаказам РФ, что негативно сказывается в первую очередь на программе перевооружения Северного флота, который предстоит пополнить 9 кораблями.

В целом же ущерб от полукриминальных схем в сфере кораблестроения, которые навязывают оборонным ведомствам РФ российские верфи, С. Иванов оценил в миллиарды рублей.

Эти обвинения в Петербурге в адрес частных предприятий прозвучали на фоне развертывания в России программы, которую называют установлением госконтроля над судостроительной отраслью. В ее рамках во ФГУП `Рособоронэкспорт`, в частности, хотели бы договориться с владельцами Межпромбанка о приобретении контролируемых ими как раз этих самых заводов - `Северной верфи` и `Балтийского завода`.

Официально о переговорах не говорят. С. Иванов лишь заметил, что его ведомство заинтересовано в создании крупного кораблестроительного холдинга - по типу того, как это сейчас происходит в авиапроме. Однако какого типа будет холдинг и когда он появится - еще не определено.



Идея суперверфи

не умерла



Напомним, что ранее в Петербурге выдвигалась идея создания суперверфи в результате соединения активов `Адмиралтейских верфей`, `Северной верфи` и `Балтийского завода`.

Однако она потерпела неудачу: во-первых, все три предприятия приносили прибыль, и их руководству было ни к чему объединять активы. Во-вторых, тогда оказалось трудно, с юридической точки зрения, сложить в общий котел частное и государственное имущество. Особенно если учесть, что консолидированные Межпромбанком пакеты составляли только 72,23% акций `Северной верфи` и 88% акций - `Балтийского завода`. Пришлось также считаться с интересами миноритариев.

В июне 2005 года была предложена новая схема объединения в виде государственно-частного холдинга: частные собственники вносят в него имущество двух судостроительных заводов, а государство - три петербургских конструкторских бюро (ФГУП `Северное КБ`, ФГУП `ЦКБ `Алмаз` и ОАО `Невское КБ`). При этом 51% акций нового холдинга намечалось передать государству.

Однако неравные условия альянса наносили ущерб хозяевам заводов и не могли привести к сделке. Действительно, чистую прибыль ОАО `Балтийский завод` в 2005-м оценивали в 290 млн руб., а `Северной верфи` - в 258 млн руб.



Есть прибыли,

но нет дисконта



Государству, скорее всего, придется выкупать `Северную верфь` и `Балтийский завод`. Ранее в других отраслях (в авиации, приборостроении) государство приобретало, как правило, убыточные предприятия. И за право войти в государственный холдинг они выстраивались в очередь. А в данном случае придется платить из казны по рыночной цене за `современные и жизнеспособные предприятия`, как выразился один из представителей `Рособоронэкспорта`.

Это, по-видимому, вызвало раздражение в Москве. Немилость госчиновников всегда бьет по карману частных предпринимателей.

Сначала в компании, 100% акций которой принадлежит государству, притормозили контракт о строительстве серии сухогрузов и танкеров-газовозов. Потом ушел на другой завод заказ на три фрегата для ВМС Индии стоимостью в $1,54 млрд.

Не исключены и другие неожиданности, которые могут повлиять на доходность `Северной верфи` в 2006 году. А если учесть, что из прибыли `Балтийского завода` его новому владельцу приходится расплачиваться по счетам за покупку у прежних хозяев - группы `ИСТ`, то в результате, по оценкам экспертов, государство за контрольные пакеты двух петербургских судостроительных заводов может получить дисконт размером минимум в 40% от их рыночной стоимости.

Правда, финансовый результат работы судостроителей в 2006 году может испортить эту игру.



СПРАВКА



Чистая прибыль ОАО `Балтийский завод` в I квартале 2006 года, по сравнению с соответствующим периодом 2005-го, выросла в 3,1 раза (до 202,7 млн руб.), а портфель гражданских заказов составил $300 млн с перспективой возможного увеличения до $600 млн. Портфель заказов `Северной верфи` в 2006-м, с учетом эсминца для ВМС Китая и объемов гособоронзаказа, превысил $1,3 млрд.

Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru