На церемониях спуска кораблей петербургских судостроителей военные всегда благодарят. Однако на заседании морской коллегии в Петербурге министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что `удовлетворенных работой судостроителей
не было`
Этот упрек, очевидно, был адресован руководителям ОАО `Северная верфь` и `Балтийский завод`. Им досталось и за неграмотный менеджмент, и за низкую производительность труда, и за завышенные расценки по госзаказам РФ, что негативно сказывается в первую очередь на программе перевооружения Северного флота, который предстоит пополнить 9 кораблями.
В целом же ущерб от полукриминальных схем в сфере кораблестроения, которые навязывают оборонным ведомствам РФ российские верфи, С. Иванов оценил в миллиарды рублей.
Эти обвинения в Петербурге в адрес частных предприятий прозвучали на фоне развертывания в России программы, которую называют установлением госконтроля над судостроительной отраслью. В ее рамках во ФГУП `Рособоронэкспорт`, в частности, хотели бы договориться с владельцами Межпромбанка о приобретении контролируемых ими как раз этих самых заводов - `Северной верфи` и `Балтийского завода`.
Официально о переговорах не говорят. С. Иванов лишь заметил, что его ведомство заинтересовано в создании крупного кораблестроительного холдинга - по типу того, как это сейчас происходит в авиапроме. Однако какого типа будет холдинг и когда он появится - еще не определено.
Идея суперверфи
не умерла
Напомним, что ранее в Петербурге выдвигалась идея создания суперверфи в результате соединения активов `Адмиралтейских верфей`, `Северной верфи` и `Балтийского завода`.
Однако она потерпела неудачу: во-первых, все три предприятия приносили прибыль, и их руководству было ни к чему объединять активы. Во-вторых, тогда оказалось трудно, с юридической точки зрения, сложить в общий котел частное и государственное имущество. Особенно если учесть, что консолидированные Межпромбанком пакеты составляли только 72,23% акций `Северной верфи` и 88% акций - `Балтийского завода`. Пришлось также считаться с интересами миноритариев.
В июне 2005 года была предложена новая схема объединения в виде государственно-частного холдинга: частные собственники вносят в него имущество двух судостроительных заводов, а государство - три петербургских конструкторских бюро (ФГУП `Северное КБ`, ФГУП `ЦКБ `Алмаз` и ОАО `Невское КБ`). При этом 51% акций нового холдинга намечалось передать государству.
Однако неравные условия альянса наносили ущерб хозяевам заводов и не могли привести к сделке. Действительно, чистую прибыль ОАО `Балтийский завод` в 2005-м оценивали в 290 млн руб., а `Северной верфи` - в 258 млн руб.
Есть прибыли,
но нет дисконта
Государству, скорее всего, придется выкупать `Северную верфь` и `Балтийский завод`. Ранее в других отраслях (в авиации, приборостроении) государство приобретало, как правило, убыточные предприятия. И за право войти в государственный холдинг они выстраивались в очередь. А в данном случае придется платить из казны по рыночной цене за `современные и жизнеспособные предприятия`, как выразился один из представителей `Рособоронэкспорта`.
Это, по-видимому, вызвало раздражение в Москве. Немилость госчиновников всегда бьет по карману частных предпринимателей.
Сначала в компании, 100% акций которой принадлежит государству, притормозили контракт о строительстве серии сухогрузов и танкеров-газовозов. Потом ушел на другой завод заказ на три фрегата для ВМС Индии стоимостью в $1,54 млрд.
Не исключены и другие неожиданности, которые могут повлиять на доходность `Северной верфи` в 2006 году. А если учесть, что из прибыли `Балтийского завода` его новому владельцу приходится расплачиваться по счетам за покупку у прежних хозяев - группы `ИСТ`, то в результате, по оценкам экспертов, государство за контрольные пакеты двух петербургских судостроительных заводов может получить дисконт размером минимум в 40% от их рыночной стоимости.
Правда, финансовый результат работы судостроителей в 2006 году может испортить эту игру.
СПРАВКА
Чистая прибыль ОАО `Балтийский завод` в I квартале 2006 года, по сравнению с соответствующим периодом 2005-го, выросла в 3,1 раза (до 202,7 млн руб.), а портфель гражданских заказов составил $300 млн с перспективой возможного увеличения до $600 млн. Портфель заказов `Северной верфи` в 2006-м, с учетом эсминца для ВМС Китая и объемов гособоронзаказа, превысил $1,3 млрд.
|