Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Не коммерческий проект, а порыв души банкира - ЭиВ N 24 (610)
ФИНАНСЫ
Не коммерческий проект, а порыв души банкира
No. 24 (610) 03.07.2006
Любовь ШАБАЛИНА
Финансовые организации нередко выделяют средства на благотворительную, спонсорскую деятельность и меценатство, хотя эта деятельность для них не является коммерческой. Зачем банки и другие компании помогают социально незащищенным слоям населения, учреждениям культуры, образования, медицины? На `круглом столе`, проведенном в рамках конкурса `Финпросвет-2006`, где эта тема обсуждалась, часто звучали слова `нравственность`, `социальная ответственность` и `долг`



В Петербурге испокон веков были сильны традиции спонсорства и меценатства. Вспомнить хотя бы такие фамилии, как Демидовы, Апраксины, Елисеевы. Состоятельные граждане выделяли средства на создание школ для рабочей молодежи, доступные библиотеки, сиротские приюты. Сегодня бизнес продолжает эти традиции.



Добрые дела

не нуждаются в рекламе



Информация о реализованных или еще незавершенных благотворительных проектах банков содержится на сайтах, в корпоративных газетах, в ежегодных отчетах. В городских СМИ она, как правило, не публикуется, поскольку классифицируется как рекламная. Банкиры, однако, с таким определением не согласны.

`Благотворительность - не совсем тот проект, на котором можно зарабатывать`, - заметил вице-президент Ситибанка Андрей Карякин. По мнению другого участника `круглого стола`, представителя крупного московского банка, поддержка благотворительных проектов дополняет образ кредитной организации, хотя напрямую не влияет на ее коммерческую деятельность.

Если у банка есть корпоративный печатный орган, как к примеру, у Северо-Западного банка Сбербанка РФ, то особой необходимости в публикациях статей о спонсорстве и благотворительности банка в других изданиях нет. Но, как заметил представитель этого банка, нельзя забывать о вечных ценностях, о гармонизации отношений в обществе.

В целом банки, как показало обсуждение проблемы, не очень нуждаются в рекламе добрых дел, но если речь идет о социально значимом проекте, то почему бы об этом не рассказать широкой общественности.

Социальные программы у кредитных организаций самые разные. Так, банк `Санкт-Петербург` с 1993-го года поддерживает филармоническое общество Петербурга. Ситибанк уделяет внимание образованию, в том числе и финансовому.

- Мы пытаемся заглянуть вперед, с точки зрения собственного развития, поэтому помогаем студентам и преподавателям Петербургского университета`, - подчеркнул А. Карякин.

В городской программе `Долг` активно участвует Промышленно-строительный банк (СПб). В прошлом году банк перечислил ветеранам Великой Отечественной войны свыше 140 млн руб.

Северо-Западный банк Сбербанка РФ, который позиционирует себя как народный, работает прежде всего с наиболее незащищенными слоями населения. В этом году банк выделил средства Фонду имени К. К. Грота для покупки офтальмологического оборудования интернату N1. Национальный резервный банк (НРБ) в Петербурге финансирует строительство Центра гематологии и транспланталогии имени Р. Горбачевой. На эти цели НРБ передал $2 млн.

Некоторое представление о добрых делах банков Северо-Запада дает и выпущенная недавно в Петербурге брошюра. В ней перечислены проекты, реализованные в прошлом году 17 кредитными организациями. Кстати, в ней же представлены 22 финансовые организации, оказавшие разовую безвозмездную поддержку Научно-исследовательскому детскому ортопедическому институту имени Г. И. Турнера в строительстве пищеблока.



Банки - не собес



В большинстве случаев банки помогают государственным учреждениям, и реже - фондам, причем хорошо себя зарекомендовавшим. Другими словами, объект выбирают, исходя из его надежности. К примеру, ПСБ (СПб) уже много лет сотрудничает с `Российским фондом мира`, куда передает заявки частных лиц.

- Не о всех фондах есть информация, к примеру о том, как они расходуют представленные деньги, что сказывается на доверии к этим общественным организациям`, - отметила на `круглом столе` представитель петербургского филиала НРБ Алла Трубникова.

Некоторые фонды, как сказал представитель другого банка, напоминают финансовые пирамиды, то есть живут за счет привлечения все новых и новых попечителей, а результатов работы при этом нет. Появилось даже понятие `профессиональные просители`. Имеются в виду общественные организации, которые собирают деньги, а потом их превращают в саморекламу с роскошными презентациями во дворцах.

У общественных организаций, в свою очередь, к банкам тоже накопились претензии. По словам руководителя фонда `Голос ребенка` Михаила Вершкова, крупный бизнес вкладывает огромные средства в проведение городских праздников, вместо того чтобы решать проблемы обездоленных людей.

А глава фонда `Путевка в жизнь` Денис Смирнов отметил некоторую формальность в системе благотворительной помощи сиротам: `Помощь оказывают детским домам, а не детям`.

Его поддержала вице-президент Петро-Аэро-Банка Ольга Безгачева. Банк участвует в проектах фонда по обучению детей из интернатов в Высшей банковской школе, а также в их дальнейшем трудоустройстве.

Кроме претензий банкиры услышали и слова благодарности. По словам координатора проектов фонда `Александринский` Елены Шестаковой, Северо-Западный банк Сбербанка РФ `не дал задохнуться` во время недавнего празднования юбилея театра.

В ряде банков есть структуры, контролирующие социальные проекты. Они определяют приоритеты и рассматривают поступившие заявки. Но при этом банкиры отметили: если благотворительность случайна, то к спонсорству отношение вполне прагматичное. В Промышленно-строительном банке эту деятельность планируют на долгосрочный период. В НРБ для соблюдения целевого расходования средства перечисляют непосредственно на счета организаций. Конкретные суммы обычно не намечаются.

- Регламента в отношении того, сколько процентов из прибыли направить на благотворительность, нет, иначе бы возникло искушение `освоить бюджет`. И тогда благотворительность приняла бы коммерческий характер, - сказал представитель Ситибанка.

До 2002-го действовала льгота для организаций, которые занимались благотворительностью (до 3% таких отчислений относились на себестоимость). Это определяло размер расходов на эти цели. Сегодня льгот нет, хотя разговоры о проекте соответствующего закона в парламенте идут.

Нужны или нет такого рода стимуляторы, вопрос - спорный. По словам А. Никонова, председателя Комитета финансов администрации Петербурга, налоговые льготы не должны являться определяющим моментом при проведении благотворительности.

- Для финансовой организации, которая считает нужным этим заниматься, основным должен быть нравственный подход, а не коммерческий, - заявил он.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в одном из выступлений отметила, что возрождение благотворительности возможно и без принятия закона. По ее словам, в дореволюционной России состоятельные граждане отдавали свои кровные, не думая о налоговых льготах и рекламе.
Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru