В домашних видеотеках многих моих знакомых - обычных молодых людей, больших поклонников голливудских блокбастеров, компьютерных игр-`стрелялок` и знатоков хитросплетений Всемирной Паутины - обязательно находится место для мультфильмов Юрия Норштейна
Конечно, права известная пословица `На вкус и цвет товарищей нет`. Мультфильмы Норштейна могут вам нравиться, могут не нравиться, но не говорите, что не помните Ежика, который в тумане, или Волчка с его удивительными глазами, - покривите душой. Чем же завораживает публику художник? Ответ на этот вопрос я получил на встрече с Юрием Норштейном в одном книжном клубе.
Анимационные фильмы Норштейна - это он сам. Казалось, режиссер вышел к поклонникам его творчества, собравшимся на встречу, прямо из собственных картин, удивительно похожий и на Ежика, и на Волчка, и на других своих персонажей одновременно. Прежде всего - своей внутренней гармонией и обаянием.
Мэтр рассказывал о творчестве абсолютно ненавязчиво. Даже когда говорил о кризисе искусства мультипликации в России, чувствовалось: не обличает с высоты своего творческого полета, а просто с грустью констатирует печальный факт.
- Это не подъем, а лишь его видимость, это не искусство, а работа на потребу испорченным современной масс-культурой вкусам зрительской аудитории, - ответил Ю. Норштейн на вопрос о его отношении к современным отечественным полнометражным анимационным лентам вроде `Алеши Поповича`. - Можно понять, когда обманывает, например, правительство, но когда художники начинают врать самим себе - тогда дело действительно плохо. То, что сегодня называют свободой, - иллюзия. Раньше нашу творческую братию за рубежом гладили по головке и жалели - у вас, в Союзе, дескать, цензура и гонения, перебирайтесь к нам. Но немногие задумывались о том, что царящая в `свободных странах` цензура денег, пожалуй, еще страшнее, чем придирки со стороны партийных органов. Почему? Просто жизнь нужно истреблять в правильном направлении. Если таковым вы для себя избрали стремление к комфорту и финансовому благополучию - вы этого, быть может, и добьетесь, но наверняка потеряете главное - совесть. К сожалению, современное общество как раз в таком направлении и движется, отсюда - все его беды, в том числе и кризис искусства.
Именно `цензура денег` уже много лет для художника является самым серьезным препятствием на пути создания нового анимационного фильма по мотивам `Шинели` Н. В. Гоголя. Пока готовы к показу только около 20 минут этой работы, ее автор при помощи своей неповторимой техники рисунка стремится к тому, чтобы зрители смогли не просто увидеть перипетии сюжета, но и почувствовать город на Неве, ощутить его слякоть, промозглость, услышать свист холодных ветров.
Впрочем, прелесть фильмов Норштейна не только в технике построения видеоряда и озвучивания.
- Сегодня кинематографисты и мультипликаторы стремятся к тому, чтобы их фильмы смотрелись как можно более реалистично, используют компьютерные спецэффекты, 3D-графику и тонут в этой реалистичности вместе со зрителями, - рассказал Ю. Норштейн. - А ведь гораздо лучше, когда картины воспринимают не через изображение, а через то, что скрыто за ним. Подлинное волшебство - не безупречная виртуальная реальность, но муравей, ползущий где-то в дебрях лесной травы: художник должен слышать, как растет эта трава. Феерический блокбастер сиюминутен, а муравей бесконечен.
Еще лучше начинаешь понимать художника, когда слышишь его ответ на вопрос о том, что такое счастье:
- По-моему, счастье - это когда гуляешь по осеннему лесу. Моросит дождь, под ногами шуршит умирающая листва, но точно знаешь, что весной лес вновь зазеленеет и наполнится пением птиц. А еще счастье - это друзья. |