Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Юрий Норштейн: `Цензура денег страшнее партийной` - ЭиВ N 23 (609)
КУЛЬТУРА
Юрий Норштейн: `Цензура денег страшнее партийной`
No. 23 (609) 26.06.2006
Дмитрий БАГРОВ
В домашних видеотеках многих моих знакомых - обычных молодых людей, больших поклонников голливудских блокбастеров, компьютерных игр-`стрелялок` и знатоков хитросплетений Всемирной Паутины - обязательно находится место для мультфильмов Юрия Норштейна



Конечно, права известная пословица `На вкус и цвет товарищей нет`. Мультфильмы Норштейна могут вам нравиться, могут не нравиться, но не говорите, что не помните Ежика, который в тумане, или Волчка с его удивительными глазами, - покривите душой. Чем же завораживает публику художник? Ответ на этот вопрос я получил на встрече с Юрием Норштейном в одном книжном клубе.

Анимационные фильмы Норштейна - это он сам. Казалось, режиссер вышел к поклонникам его творчества, собравшимся на встречу, прямо из собственных картин, удивительно похожий и на Ежика, и на Волчка, и на других своих персонажей одновременно. Прежде всего - своей внутренней гармонией и обаянием.

Мэтр рассказывал о творчестве абсолютно ненавязчиво. Даже когда говорил о кризисе искусства мультипликации в России, чувствовалось: не обличает с высоты своего творческого полета, а просто с грустью констатирует печальный факт.

- Это не подъем, а лишь его видимость, это не искусство, а работа на потребу испорченным современной масс-культурой вкусам зрительской аудитории, - ответил Ю. Норштейн на вопрос о его отношении к современным отечественным полнометражным анимационным лентам вроде `Алеши Поповича`. - Можно понять, когда обманывает, например, правительство, но когда художники начинают врать самим себе - тогда дело действительно плохо. То, что сегодня называют свободой, - иллюзия. Раньше нашу творческую братию за рубежом гладили по головке и жалели - у вас, в Союзе, дескать, цензура и гонения, перебирайтесь к нам. Но немногие задумывались о том, что царящая в `свободных странах` цензура денег, пожалуй, еще страшнее, чем придирки со стороны партийных органов. Почему? Просто жизнь нужно истреблять в правильном направлении. Если таковым вы для себя избрали стремление к комфорту и финансовому благополучию - вы этого, быть может, и добьетесь, но наверняка потеряете главное - совесть. К сожалению, современное общество как раз в таком направлении и движется, отсюда - все его беды, в том числе и кризис искусства.

Именно `цензура денег` уже много лет для художника является самым серьезным препятствием на пути создания нового анимационного фильма по мотивам `Шинели` Н. В. Гоголя. Пока готовы к показу только около 20 минут этой работы, ее автор при помощи своей неповторимой техники рисунка стремится к тому, чтобы зрители смогли не просто увидеть перипетии сюжета, но и почувствовать город на Неве, ощутить его слякоть, промозглость, услышать свист холодных ветров.

Впрочем, прелесть фильмов Норштейна не только в технике построения видеоряда и озвучивания.

- Сегодня кинематографисты и мультипликаторы стремятся к тому, чтобы их фильмы смотрелись как можно более реалистично, используют компьютерные спецэффекты, 3D-графику и тонут в этой реалистичности вместе со зрителями, - рассказал Ю. Норштейн. - А ведь гораздо лучше, когда картины воспринимают не через изображение, а через то, что скрыто за ним. Подлинное волшебство - не безупречная виртуальная реальность, но муравей, ползущий где-то в дебрях лесной травы: художник должен слышать, как растет эта трава. Феерический блокбастер сиюминутен, а муравей бесконечен.

Еще лучше начинаешь понимать художника, когда слышишь его ответ на вопрос о том, что такое счастье:

- По-моему, счастье - это когда гуляешь по осеннему лесу. Моросит дождь, под ногами шуршит умирающая листва, но точно знаешь, что весной лес вновь зазеленеет и наполнится пением птиц. А еще счастье - это друзья.
Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРА
30.11.23Сергей Шуб: «В основе спектакля — пьеса, в основе театра — человек»
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом» — человек дела, что не раз уже доказал. Он не только создал одну из лучших театральных трупп Петербурга и России, но и уже 25 лет благодаря ему на сцене «Балтийского дома» проводится Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». За эти 25 лет в нем приняли участие 77 театров с 263 спектаклями. Более конкретной и важной миссии по продвижению русской культуры, наверное, и придумать нельзя. Особенно сегодня, когда в некоторых странах ее пытаются отменить. Миссию «Встреч в России» он видит в том, чтоб «объединяться не в ненависти, а в любви».
29.12.08«Все зависит только от нас»
Народный артист РФ Сергей Мигицко:
29.12.08Гатчинские валенки в юбилей похорошели
29.12.08Маковские заполнили музей
22.12.08Коротко
22.12.08Добро пожаловать в тюрьму
Столетие Музея истории Петербурга ознаменовалось приведением в порядок нескольких музейных объектов и открытием новых экспозиций
15.12.08Я вам пишу – чего же боле?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru