Результаты последнего исследования, представленные весной 2006 года, показывают, что коммерческие операции малых и средних финских компаний в России развиваются исключительно успешно. 81% участников опроса заявил, что ожидает увеличения результатов своей деятельности в нашей стране в течение следующего полугодия.
Инвестиции росли и растут
Наилучший показатель уверенности предпринимателей и менеджеров в благоприятных перспективах - инвестиции. Как показало исследование, 28% участников опроса в течение минувшего полугодия вкладывали деньги в различные проекты, связанные с Россией.
Наиболее активными инвесторами стали компании, работающие непосредственно на территории нашей страны: о вложении денег в развитие заявили более половины из них, точнее 53%. В основном инвестиции направлялись в торговые подразделения (47%) и в производство (28%).
35% участников исследования заявили, что намерены в течение ближайшего полугодия инвестировать в бизнес, связанный с Россией. Большинство (29%) собираются вкладывать средства в дочернюю компанию или представительство, 8% - в производственные мощности, 5% - в совместное предприятие. При этом 36% инвестиций предполагается направить в торговую сферу, 23% - в производственную деятельность.
Экспортеры в плюсе
Растут обороты финских экспортеров. По итогам первого полугодия 2006 года 53% участников опроса, занимающихся экспортом, сообщили, что их бизнес вырос. При этом, если в прошлом году позиции крупных экспортеров упрочивались, а малых, напротив, значительно ослабевали, то в этом ситуация начала выправляться: малые компании заявляют, что они чувствуют себя значительно увереннее.
Соответственно, растет и оптимизм компаний экспортеров. Полгода назад 66% участников опроса были уверены, что в первой половине 2006 года их поставки в Россию возрастут, при этом с весны 2005 года этот процент практически не изменился - тогда аналогичную оценку давали 65% компаний.
Сейчас же увеличения поставок в Россию ожидают уже 74% опрошенных. Опять же зафиксировано увеличение положительного настроя в секторе малого бизнеса, а лидерами среди оптимистов стали предприятия сферы обслуживания.
Благоприятные прогнозы связаны с растущей уверенностью в перспективах российской экономики. Шесть месяцев назад 88% участников опроса не сомневались, что в течение следующего полугодия рост российской экономики продолжится. На этот раз оптимистов стало уже 91%.
Трудности раздражают,
но не пугают
Традиционно в опросе затрагиваются и проблемы, мешающие более энергичному развитию бизнеса финских компаний. Уже в который раз финские предприниматели заявили, что основные трудности в России связаны для них со сложностью таможенных процедур. Об этом заявили 36% участников опроса - ровно столько же, сколько и полгода назад.
Уменьшилась доля тех, кто испытывает трудности от бюрократических процедур. В ноябре 2005-го этот фактор назвали `проблемным` 26% опрошенных, на этот раз - 20%. Но стало больше недовольных российскими чиновниками: было 16% - стало 18%.
Примечательно: всего 6% участников опроса заявили, что их деятельность в России не была омрачена какими-либо проблемами. Это на 3% меньше, чем 6 месяцев назад.
Тем не менее в целом нынешний опрос закрепил явно позитивную тенденцию в отношении к российским проектам со стороны финского бизнеса. Напомним, что по итогам опроса предыдущего полугодия больше половины ориентированных на Россию предпринимателей из Страны Суоми настроены вполне оптимистично.
Тогда 60% финских компаний, работающих на российском рынке, сообщило, что с начала 2005 года изменения в их бизнесе носили положительный характер. Что примечательно: положительные оценки высказывали представители разных направлений бизнеса, прежде всего промышленности и сферы обслуживания. То же самое наблюдается и по итогам нынешнего опроса.
СПРАВКА
В апреле 2006 года опрос для составления Барометра финско-российской торговли проводила компания Taloustutkimus Oy
в 9-й раз. В опросе участвовали представители 300 финских компаний, 86% которых занимают руководящие посты, а 4% - предприниматели. 52% компаний - участников опроса представляют промышленность, 28% - сферу логистики и обслуживания, 20% - торговлю. К малому и среднему бизнесу относятся 82% участников опроса. |