Реформа ОАО `РЖД` выходит на третий этап: в 2006 году предполагается отделить перевозочную деятельность от инфраструктурной, а в следующем - начать подготовку для вывода части активов на биржу
Дирекция пассажирской компании в головной уже создана. Теперь произойдет аналогичное структурирование в филиалах ОАО `РЖД`. В дальнейшем придется сформировать грузовую компанию. Бизнес-план для этого уже готов. Железнодорожники не намерены затягивать процесс. Потому что, как сказал президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин, планируется в течение 2-3 лет привлечь десятки миллиардов долларов после проведения IPO трех `дочек`, связанных с грузоперевозками. Это создаваемая компания по общим грузоперевозкам, уже действующий филиал `Трансконтейнер`, который сейчас превращают в самостоятельного оператора по доставке контейнерных грузов.
Появится в ОАО `РЖД` и логистическая компания. Ее акции также намечено вывести на одну из международных бирж. Скорее всего, на Лондонскую.
В ОАО `РЖД` остается еще один филиал, который в ближайшее время продавать не будут. Это - `Рефсервис`, специализирующийся на доставках замороженных и охлажденных продуктов. По-видимому, этот бизнес весьма доходный - ведь у альтернативных частных операторов такого подвижного состава мало.
`Трансконтейнер`, как заметил В. Якунин, создавали прежде всего для обслуживания контейнерных потоков, формируемых международными морскими операторами. Иначе конкуренция на рынке железнодорожных контейнерных перевозок закончится после вступления России в ВТО и появления на нем глобальных иностранных операторов - таких, например, как компания Maersk. Именно они будут контролировать эти перевозки по транспортным коридорам РФ.
По корпоративным правилам ОАО `РЖД` всегда оставляет за собой не менее 51% аффилированных с ним структур. Потому на IPO может попасть до 49% акций `Трансконтейнера`. И, судя по той роли, которую выполняет компания, нетрудно догадаться, кто будет претендовать на эти пакеты. Правда, последствия такого решения более предсказуемы, чем появление на федеральной сети стальных магистралей операторов, обслуживающих интересы иностранных железнодорожных операторов.
Сложнее предусмотреть последствия продажи пакетов акций общей грузовой компании. Формально она выйдет на рынок, где уже сейчас работают частные операторы. Однако большинство из них обслуживает маршрутные перевозки. И с организацией стратегической для РФ задачи по вывозу на экспорт массовых партий сырья особых проблем не должно возникнуть.
А вот с доставками товаров рядовых потребителей, которым нужно подчас отправить всего несколько вагонов, - большой вопрос. Потому что в США, например, такие рейсы считают нерентабельными и отправляют автопоездами. В РФ нередко альтернативы стальным магистралям нет. И интересы частных владельцев общей грузовой компании могут прийти в противоречие с нуждами российских предприятий.
Для того чтобы обеспечить лучшие условия продажи акций `дочек`, в ОАО `РЖД` недавно вновь вошли в Международный союз железных дорог, членство в котором в Министерстве путей сообщения прервали 58 лет назад из-за `холодной войны`. |