Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Петербург - третий центр импорта вина в России - ЭиВ N 23 (609)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Петербург - третий центр импорта вина в России
No. 23 (609) 26.06.2006
Ольга ГОПКАЛО, аналитик компании `Дан энд Брэдстрит Норд` (www.dnb.spb.ru)
Как считают эксперты, российский винный рынок - один из самых перспективных в мире
Наряду с Великобританией, Нидерландами и США Россия принадлежит к числу стран с растущим потреблением вина: за последние несколько лет этот показатель рос в среднем

на 8-10% в год, а по некоторым оценкам - даже на 20%. В этой связи Москва и Петербург занимают особое положение:

это не только крупнейшие рынки сбыта, но и национальные центры дистрибуции импортного вина



Импортная продукция занимает более 60% винного рынка. Около трех четвертей (74%) импортного алкоголя поступает в Россию через Москву и Московскую область. Второй центр импорта - это Брянская область, в которой работает подразделение холдинга `Винный мир`. В 2005 году на нее приходилось 7,7% импорта в стоимостном выражении. В Петербург и Ленинградскую область поступает 6,6% импортных напитков.



На дорогие вина

спрос не падает



Петербург специализируется на поставках вина среднего и высшего ценовых сегментов. Средняя стоимость вина, импортируемого через Петербург, выше, чем в других центрах импорта.

Несмотря на сезонность (как правило, она совпадает с сезонностью розничной торговли: пик в конце года, затем спад в январе-феврале, затем опять постепенный рост), объемы импорта винной продукции через Петербург растут. Так, объемы поставок за первый квартал 2006 года превысили показатели аналогичного периода предыдущего года на 70%.

Во многом это было вызвано стремлением импортеров запастись продукцией перед введением новых акцизных марок в апреле 2006 года, однако и долгосрочная тенденция к повышению спроса на вина среднего и высшего ценового сегмента также играет свою роль.



Новые регуляторы рынка



Введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), призванное упорядочить обращение алкоголя на российском рынке, уже повлияло и будет влиять на динамику импорта, и если в I квартале 2006-го это было влияние со знаком плюс, то во II и III кварталах - со знаком минус.

Подобно запрету на импорт молдавских и грузинских вин, эта мера заложила предпосылки для укрупнения бизнеса. Уже в 2006 году часть компаний-импортеров прекратила внешнеэкономическую деятельность, оставив за собой лишь позиции в рознице и дистрибуции. Если в 2004 году импорт вина осуществляли 12 дистрибуторов, в 2005-м - 9, то в 2006-м - только 3 компании, не считая магазины дьюти-фри.

Сам же запрет на импорт практически не оказал влияния на распределение сил на петербургском винном рынке. Доля грузинского вина в ассортименте дистрибуторов составляет не более 8%, что совпадает со средней долей импорта вина из этой страны, а молдавское вино вообще не импортируют.

Поэтому, по словам Владислава Долгушина, руководителя отдела маркетинга компании `Мозель`, ни о какой переориентации на страны Нового Света и о смене поставщиков у петербургских дистрибуторов речи не идет. Связи между партнерами в этом бизнесе складываются годами, а новые поставщики появляются редко. Не случайно большая часть компаний-дистрибуторов, присутствующих сейчас на рынке, - это компании, начавшие свою деятельность в первой половине 1990 годов.



Большая часть дистрибуторов - в `тени`



Экспресс-анализ дистрибуторов с помощью разработанного компанией `Дан энд Брэдстрит Норд` рейтинга финансовой стабильности позволяет сделать ряд выводов.

Первое, что обращает на себя внимание, - это наличие рейтингов NNN, обозначающих отсутствие информации по компаниям. Почти половине компаний из приведенного списка оказалось невозможно выставить рейтинг. Эта ситуация в целом типична для российского бизнеса.

Рынок дистрибуции вина - закрытая структура, в которой редко появляются новые лица. Все поставщики известны, а контракты с ними постоянны. Поэтому если на других рынках именно компании, имеющие тесные деловые связи с зарубежными партнерами, первыми приходят к необходимости информационной открытости, дистрибуторы вина еще по крайней мере несколько лет не будут нуждаться в такого рода известности. Впрочем, как следует из таблицы, многие лидеры рынка этим не пренебрегают.

Первый компонент рейтинга показывает финансовую мощность компании. Иными словами, по этому показателю можно определить принадлежность компании к крупному, среднему или мелкому бизнесу. Для большинства компаний-импортеров характерен рейтинг финансовой мощности D, то есть эти компании относятся к среднему бизнесу.

Все компании-импортеры обладают самым низким рейтингом платежеспособности С. Это означает, что заемный капитал у них более чем в 2 раза превышает собственный. Сам по себе этот рейтинг никак не свидетельствует об успешности компании, но он может быть важен для потенциального партнера, который стремится снизить свои риски при работе с ней.

Однако, как уже упоминалось, ввиду закрытости рынка такие проблемы перед дистрибуторами не стоят. Вместе с тем отсутствие значительных собственных активов, информационная закрытость и низкий уровень платежеспособности в будущем могут привести к ограничению поля потенциальных партнеров, что может препятствовать развитию компании в условиях растущего рынка и возрастающих требований потребителей к ассортименту.

Сегодня же рекомендации деловых партнеров служат дистрибуторам самой надежной гарантией.



Лидеры известны



Успешность компаний показывает третий компонент рейтинга, характеризующий тенденцию оборота фирмы за последние 3 года (в данном случае - 2002-й, 2003-й и 2004-й). У большинства компаний он равен единице. Это значит, что с учетом инфляции и случайных колебаний оборот компании устойчиво растет. Более того, он растет быстрее, чем емкость российского рынка в целом. Тем самым доля этих компаний на рынке также увеличивается. Исключением является ООО `Радомила`, имеющее рейтинг три, или же неопределенную тенденцию развития.

Если еще в 2004 году импортные потоки распределялись преимущественно между двумя компаниями (ЗАО `Мозель` и ЗАО `Сварог`), то в 2005-2006 гг. появляется третий лидер - ООО `ТК `Иматра`. Эта компания не только является импортером и дистрибутором алкогольных напитков, но и предлагает услуги по импорту и логистике вина для других компаний.

Такая схема работы, а именно - усиление логистической составляющей в деятельности компании - приносит свои плоды (доля в импорте, обороты и прибыли компании быстро растут) и соответствует современным тенденциям.

Как запрет на импорт грузинских и молдавских вин, так и введение ЕГАИС приводит к тому, что на рынке остаются только крупные компании, конкуренция между которыми в ближайшие несколько лет будет только усиливаться, несмотря на динамичный рост рынка. Логистика же справедливо рассматривается ими как один из способов конкурентной борьбы.

Некрупные компании, прекратив заниматься импортом вина, сохраняют свое место на локальных рынках и в рознице и превращаются в клиентов импортеров-логистов. Таким образом, именно грамотное и эффективное построение логистики является перспективной тенденцией для дистрибуторов.



Доли компаний-дистрибуторов в общем импорте вина и вермутов

Компания 2004 г. 2005 г. 2006 г. (март)



`Сварог`, ЗАО 28,1% 24,5% 25,3%

`Торговая Компания `Иматра`, ООО 12,7% 18,9% 33,4%

`Марин-Экспресс`, ООО 6,2% 4,4%

`Мозель`, ЗАО 43,5% 43,1% 40,5%

`Графт-Трейдинг`, ООО 6,5% 6,2%

`Радомила`, ООО 0,4%

`Ладога-Импекс`, ООО 0,4% 0,9%

`ИВС`, ООО 1,0% 1,4%

`Бизнес-Интех`, ООО 0,3%

`Росалко-Нева`, ЗАО 0,6%

`ПО Триумф`, ООО 0,5%

`Автэкс-Невалайн`, ООО 0,2% 0,1%

`Евро-Алко`, ООО 0,1%



Рейтинги компаний-дистрибуторов



`Мозель`, ЗАО DC1

`Сварог`, ЗАО DC1

`Торговая Компания

`Иматра`, ООО DCN

`Бизнес-Интех`, ООО -3

`Радомила`, ООО ECN

`Автэкс-Невалайн`, ООО NNN

`Графт-Трейдинг`, ООО NNN

`Ивс`, ООО NNN

`Марин Экспресс`, ООО NNN



Расшифровка рейтинга финансовой стабильности



1-я часть рейтинга показывает финансовую мощность компании. Обозначается латинской буквой от H до A согласно увеличению собственного капитала компании по балансу за 2004 год (А - наибольшая величина собственного капитала). Знак `-` означает, что собственный капитал отрицателен.

2-я часть рейтинга показывает платежеспособность компании на основании отношения ее собственного капитала к общей сумме обязательств компании. Обозначается латинской буквой от C до A (А - наибольший показатель).

Знак `-` означает, что собственный капитал отрицателен.

3-я часть рейтинга показывает тенденцию оборота компании за 3 года:

2002-й, 2003-й и 2004-й. Обозначается цифрой от 1 до 4, где:

1 - тенденция к повышению

2 - тенденция ровная

3 - тенденция не прослеживается

4 - тенденция к понижению
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru