На заседании правления Северной торгово-промышленной палаты 15 июня обсуждали проблему `теневых` зарплатных схем и негативных последствий таких подходов к оплате труда для экономики Мурманской области и всей России
В дискуссии участвовали предприниматель Галина Тимофеева, генеральный директор фирмы `Диал` Александр Лебедев, генеральный директор ФГУП `Арктикморнефтегазразведка` депутат облдумы Олег Мнацаканян и другие. Представители бизнес-сообщества высказали свои оценки ситуации.
Проблема `теневой` оплаты труда остается острой для экономики Мурманской области. Бюджет области на 2006 год принят с дефицитом в 3,1%. Главная возможность сократить разрыв между расходной и доходной частями - заставить работодателей легализовать `теневые` зарплаты и тем самым увеличить отчисления с доходов физических лиц в бюджет.
В последние годы власти предпринимают такие попытки. Состояние дел с соблюдением трудового законодательства, социальных гарантий в сфере трудовых отношений рассматривают на заседаниях межведомственной комиссии по контролю за своевременной выплатой заработной платы, областной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По их результатам принимают меры для исправления ситуации, наказывают виновных. Но пока это лишь начало работы, в которой активное участие должны принимать общественные организации и объединения деловых кругов.
Ущерб от теневых схем измеряется не только экономическими потерями. Он в сто крат больше, если учесть, что при сокрытии доходов от налогообложения утверждается модель поведения, игнорирующая соблюдение законодательства. Как показал опрос ROMIR Monitoring, почти 60% россиян не верят, что в нашей стране можно вести рентабельный и при этом честный бизнес.
Беда личная
и социальная
`Серые` схемы оплаты труда распространены, прежде всего, на малых предприятиях. Сегодня в малом бизнесе Мурманской области занято более 50 тысяч человек. В том числе на 3 тыс. малых предприятий работает 30,4 тысячи человек, из них почти 4 тысячи - совместители и работающие по договорам подряда, 8 тысяч - трудятся как предприниматели без образования юридического лица.
Выплаты зарплат по `серым` схемам не только снижают поступления в бюджет, но и не позволяют точно определить реальный уровень доходов населения. Так, немало работников малых предприятий, да и сами предприниматели обращаются в муниципальные организации за жилищными субсидиями в связи с официальными низкими доходами.
Мизерный размер официальной зарплаты негативно сказывается на самих работниках, поскольку нарушаются их конституционные права. Ведь занижение зарплаты влечет за собой меньшие отчисления в Пенсионный фонд. Да и при получении налоговых вычетов при покупке жилья, затратах на обучение, лечение работник несет существенные потери.
Выплата зарплаты `в конвертах` негативно отражается и на тех поступлениях в областной и местный бюджеты, от которых в конечном итоге зависит нормальное функционирование городов, поселков и сел.
От налогообложения уводится не только конвертная часть зарплаты официально оформленных работников (на ее долю приходится около 30%), но и почти все доходы `теневых`, неучтенных трудовых ресурсов. В эту категорию входят люди, занятые оказанием услуг - ремонтом квартир, мебели, техники, а также торгующие на рынках. В Мурманской области таких людей - тысячи. И у всех - на 100% `теневые` доходы!
Легализовать эти доходы труднее всего, так как многие работают по найму у индивидуальных предпринимателей без оформления трудового договора или являются нелегальными предпринимателями. Они не платят налоги, арендную плату, не получают лицензии. При этом цены на их услуги намного ниже, чем у зарегистрированных частных предпринимателей, и такой демпинг подрывает экономику малого бизнеса. Таких `предпринимателей` можно привлечь к административной ответственности за незаконную коммерческую деятельность, но на практике этого не происходит.
Что может
деловое сообщество
Деловое сообщество может и должно разработать Кодекс предпринимательской этики, целью которого является создание механизма общественной поддержки легально действующего бизнеса.
Мы убеждены, что пришло время внести соответствующие поправки в законодательные акты для того, чтобы можно было, например, при подведении итогов профессиональных конкурсов (`Предприниматель года`, `Лучшее предприятие области`, `100 лучших товаров` и других), а также тендеров по госзакупке продукции и услуг учитывать в качестве основного критерия такую позицию, как `уровень заработной платы на предприятиях-участниках`. Было бы неплохо ввести номинацию `Лучший налогоплательщик` в конкурсе `Лучшие предприятия и организации Мурманской области`.
Северная ТПП считает необходимым обратиться в Мурманскую областную думу и в правительство Мурманской области с предложениями подготовить законопроект о минимальных социальных стандартах, которые должны соблюдать и власти, и работодатели. Нынешний стандарт - потребительская корзина - не может удовлетворить минимальные потребности человека, особенно на Севере. Мы солидарны с учеными, считающими, что стоимость потребительской корзины должна быть в 3 раза больше. И если сделать расчеты, исходя из диктуемого жизнью минимального стандарта, то выходит, что люди на Севере сегодня должны получать не меньше 8 тыс. руб. в месяц. В законопроекте следует подчеркнуть, что минимальная зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума.
Решать проблему `теневых` зарплат нужно, не откладывая на долгий срок. Со своей стороны, Северная ТПП готова направить предложения в Торгово-промышленную палату РФ для продолжения работы по реформе налоговой системы в части снижения уровня выплат и улучшения налогового администрирования. |