- Консалтинговый бизнес становится более комплексным, к примеру, компании, занимавшиеся решением финансовых вопросов, сегодня активно проникают в сферу информационных технологий. Для вас эта тенденция тоже очевидна?
- В определенном смысле мы движемся в сторону ИТ-консалтинга, который понимаем как разработку и предложение комплексов организационных, аппаратных и программных средств и решений, повышающих эффективность бизнеса. В начале года мы приняли решение изъять из своего названия слово `компьютеры` с целью не позиционировать себя в качестве поставщиков техники.
Если говорить о динамике языком цифр, то могу привести пример. Лет пять назад оборудование для хранения данных составляло около 30% в общем объеме продаж компьютерной техники, сегодня - 60%. Пропал ореол недоступности, которым раньше была окутана компьютерная техника. Соответственно, продажи компьютерной техники планово снижаются - этот сегмент переходит к розничным сетям.
- Можно выделить какое-либо направление в качестве основного в работе с клиентами?
- Мы заходим на предприятия разными путями - через поставки оборудования, генподряды по комплексному обслуживанию, проектирование различных систем. В нашем понимании ИТ-консалтинг - комплексное решение всех проблем предприятия, связанных с информатикой. Соответственно, расширение горизонтов может быть значительным, вплоть до поставок скрепок и бумаги.
- И мебели?
- А почему нет?!
- Может, тогда и дизайном помещений стоит заняться?
- Тоже почему нет?! Так или иначе, это работает на решение общей задачи -повышение эффективности бизнеса.
- Какие сферы бизнеса больше других работают на развитие рынка?
- В целом это средний бизнес. Если брать подходы управленцев пятилетней давности, то руководители компаний видели в ИТ-консалтинге в первую очередь затратную часть бизнеса. Сейчас отношение к комплексным информационным системам в корне поменялось. В большинстве компаний, претендующих на серьезное место на рынке, уже не представляют свою деятельность без использования таких систем.
- А как ведут себя крупные компании - самые привлекательные клиенты?
- У крупных компаний уже выработаны корпоративные стандарты, в которые мы порой не вписываемся. Как правило, они основаны на стратегическом партнерстве с ведущими мировыми производителями в пакете с аутсорсинговым обслуживанием. Службы ИТ-компаний в данном случае выступают супервайзерами привлеченных исполнителей. Разумеется, это не значит, что рынок крупных компаний мы считаем для себя исчерпанным, но круг клиентов здесь расширяется не такими темпами, как среди средних компаний.
- Насколько быстро развивается рынок систем информационной безопасности, ведь именно эта сфера - одна из важнейших для устойчивости бизнеса?
- Сегмент ИТ-безопасности достаточно узкий, но, вместе с тем, остается открытым для участия частных консультантов. Основные препоны, мешающие развитию бизнеса, - системы сертификации. Чтобы выйти на рынок, необходимо иметь лицензии ФСБ и ряда ее агентств, кроме того, во внутренней структуре фирмы-консультанта должен быть первый отдел, а топ-менеджеры должны пройти обучение по защите информации. Многие коммерческие структуры не хотят связываться с этим из-за множества формальностей и достаточно серьезных затрат.
В то же время нынешнее завинчивание гаек в плане сохранности государственной и коммерческой тайн создает новый рынок. Скорее всего, доступ к нему частных компаний сохранится - силовые структуры едва ли смогут все охватить. Другое дело, что оформление разрешительных документов с каждым годом становится все сложнее, правила ужесточаются, хотя это в принципе правильно - то же самое происходит, к примеру, на аудиторском рынке. В результате остаются профессионалы. |