В области намерены сделать ставку не на мигрантов, а на собственные квалифицированные кадры. Они остро потребуются в том числе для реализации нацпроектов `Развитие АПК` и `Доступное жилье`, предусматривающих строительство новых животноводческих комплексов и намеченное удвоение объемов жилищного строительства.
Весной в Ленобласти подвели итоги реализации среднесрочной целевой программы по развитию материально-технической базы сельскохозяйственных училищ. Планировалось, что из областного бюджета на нее удастся выделить 21 млн руб. А еще 8 млн руб. составят инвестиции работодателей.
Ленобласть свои бюджетные обязательства выполнила, тогда как вклад предприятий оказался в 10 раз меньше ожидаемого. Всего 817,4 тыс. руб. смогли наскрести сельхозпредприятия, которым, между прочим, бюджет в поддержке никогда не отказывает.
Вот и получается: хозяйства акционированы, но на бюджетную помощь рассчитывают. За счет бюджета готовят кадры для коммерческих фирм в АПК, а сами фирмы на свое будущее рабочее пополнение серьезно тратиться не намерены. Ситуация в каком-то смысле парадоксальная.
Целевая программа развития материально-технической базы сельхозучилищ позволила все же на 9,5% обновить технический потенциал ПТУ, закупить для них сельхозтехнику, приобрести запасные узлы и агрегаты, увеличить выпуск трактористов, и все это - за счет бюджетных вложений.
Директора училищ утверждают, что организация материальной базы для подготовки группы рабочих по новой специальности обходится в несколько миллионов рублей. А кадры для АПК сегодня в области готовят 13 учреждений начального профессионального образования. И если хотя бы в каждом из них организовать подготовку группы по новой востребованной специальности, то для этого потребуются огромные бюджетные расходы.
Невольно приходит на ум опыт советских времен, когда так называемые базовые предприятия брали на себя львиную долю затрат по профессиональной подготовке учащихся в ПТУ. В училища поставляли современное оборудование, организовывали учебные производственные участки и мастерские. На работу наставниками в систему профтехобразования направляли с предприятий передовых рабочих. Этот механизм действовал на основе принятых на всех уровнях партийных решений.
Когда эти решения потеряли реальную силу, заменить их оказалось нечем. Между системой подготовки рабочих кадров и фирмами-работодателями были разорваны партнерские связи. Но это не означает, что из патовой, казалось бы, ситуации нет выхода.
Сегодня силу имеют не партийные решения, а законы. Пора приступать к формированию правовой базы, необходимой для включения новых механизмов взаимовыгодных отношений между системой профобразования и предприятиями. Потребность в этом ощущается и на федеральном, и на региональном уровне. Прежде всего, следует экономически заинтересовать работодателей в активной финансовой поддержке ПТУ, готовящих для них рабочих.
А пока ситуация такова. В 2006 году в области готовы принять на обучение 4854 человека при потребности в 5602 человека. Заявка в сфере АПК будет фактически выполнена. Зато на широко востребованные в регионе строительные и промышленные специальности предполагается принять, соответственно, на 440 и 449 человек меньше, чем необходимо этим отраслям.
В 2007 году реальный прием будущих рабочих в училища, по прогнозам, отстанет от уровня потребности в них уже на 1000 человек. Вновь недостаточно учащихся будет принято на строительные и промышленные специальности. Наметится тенденция отставания приема молодежи от потребностей АПК.
На складывающуюся ситуацию влияют не только демографические факторы. Отстает от темпов развития области материальная база подготовки рабочих по ряду профессий.
Преодолеть отставание можно только с помощью бизнеса. С этой точки зрения состоявшийся в областном правительстве откровенный обмен мнениями дал реальный шанс для более широкого участия работодателей в обеспечении подготовки квалифицированных кадров. |