НДС наносит огромный ущерб экономике, в том числе и предпринимателям России. Объем финансовых потерь от налога на добавленную стоимость заключен в его физической сути и процедуре возврата или зачета этого налога.
Налогоплательщик, подав в налоговую инспекцию декларацию по НДС, стоит перед выбором: либо просить налоговую инспекцию зачесть его по внутренним оборотам на основании статьи 171 `Налоговые вычеты` НК РФ, либо выплатить ему на расчетный счет суммы переплаты по НДС или экспорту согласно статье 176 НК РФ.
Выбрав для себя тот или иной путь, налогоплательщик должен собрать необходимые документы и после отчетного периода до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сдать их в налоговую инспекцию. Так на основании Налогового кодекса РФ налогоплательщик попадает в ситуацию, когда его средства замораживаются на первый месяц.
Налоговые инспекции, получив документы от налогоплательщика на основании статьи 176 НК РФ, вносят данные в компьютер и проводят камеральную проверку в следующие три месяца. Камеральная проверка проводится на основании поданных документов, при необходимости ряд документов налоговая инспекция может запросить от других организаций, в том числе подтверждение от банков факта оплаты, других налоговых инспекций по поводу тех организаций, счета-фактуры которых были предъявлены в налоговую инспекцию. В этот период налогоплательщик ждет заключения налоговых органов.
Сравнив территорию бывшей провинции Франции в Южной Африке - Кот-д`Ивуар, где в течение 10 лет впервые испытывали НДС, с территорией России, нетрудно установить разницу и прийти к выводу, что на этой крошечной территории проверить достоверность предъявленного НДС было гораздо легче, чем сделать это на огромной территории России, где запрос и ответ могут идти более полугода.
Однако налоговые органы в этом случае строго ограничены сроками, по которым они обязаны соблюсти налоговое законодательство и уложиться в три месяца. Предположим, что налоговые органы, осуществив камеральную проверку, принимают положительное решение о возмещении или выплате НДС.
Согласно Налоговому кодексу РФ в течение двух недель они направляют свое решение в федеральное казначейство, которое в последующие две недели обязано зачислить на счет налогоплательщика указанную в декларации сумму НДС. В результате от окончания налогового периода до получения денежных средств в размере 18% от той суммы, с которой был заявлен этот размер НДС, проходит пять месяцев.
Таким образом, у налогоплательщиков на этот период замораживаются оборотные денежные средства в размере этого НДС. Так как для тех, кто традиционно занимается импортом или экспортом, налоговая декларация подается помесячно и на осуществление этого положительного решения уходит пять месяцев.
Оценим фактические потери российской экономики, соответственно предпринимателей нашей страны от данной заморозки денежных средств.
Как известно, Центральный банк России ежегодно меняет ставку рефинансирования, суть которой состоит в том, что она определяет цену денег при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Таким образом, денежные средства дешевеют за год на ставку рефинансирования, что и составляет потери от замораживания денежных средств.
Проанализируем динамику финансовых потерь российских предприятий, занимающихся импортом либо экспортом, в миллионах долларов США на основании материалов Федеральной службы государственной статистики за период с 2001-го по 2003 год по товарной структуре.
Отметим, что оценить потери от зачета НДС по внутренним оборотам не представляется возможным из-за отсутствия информации. Рассчитывать ежегодные потери будем по формулам:
Потери за один месяц подачи декларации =
= (экспорт + импорт) х J х E х n/N
Потери за год =
= N [(экспорт + импорт) х J х E х n/N] =
= (экспорт + импорт) х J х E х n,
где J - ставка НДС (18%);
E - ставка рефинансиро-
вания, установленная ЦБ
на период, в котором
заявляется НДС;
n = 5 месяцев - период
замораживания
финансовых средств;
N = 12 - количество
месяцев в году.
Анализ финансовых потерь экономики России за период c 2001-го по 2003 год дает нам окончательную цифру $110578,2 млн.
Мы не сможем точно оценить потери налогоплательщиков в случае отказа налоговыми органами в возмещении или возврате НДС, когда судебная тяжба длится дополнительно к этому периоду примерно еще год, но так как эта статистика не публикуется (судя по ряду публикаций на эту тему, налоговые органы выигрывают менее 20% по судебным делам, связанным с НДС), то потери налогоплательщиков возрастают еще на сотни миллиардов долларов. Только российская экономика может выдержать бремя таких потерь.
Динамика изменения ставки рефинансирования за период с 2001-го по 2003 год:
2001 г. 2002 г. 2003 г.
Период изменения До 09.04.2002 09.04.2002- 07.08.2002- С 17.02.2003
07.08.2002 17.02.2003
Ставка рефинансирования 25% 23% 21% 18%
Средняя ставка рефинансирования 25% 22% 18% |