По данным Росстата, которые приводятся на официальном сервере Рослегпрома, в I квартале 2006 года, по сравнению с I кварталом 2005 года, наибольший рост наблюдался в производстве костюмов (на 32,5%), чулочно-носочных изделий (24,2%), брюк (16,7%), обуви (11,6%). Но, несмотря на рост показателей, отрасль переживает кризис - на этом сходятся большинство экспертов.
Основным тормозом развития отрасли продолжает оставаться состояние технической базы, износ которой составляет около 60%. Это не позволяет применять современные технологии и производить конкурентоспособную продукцию. На серьезные инвестиции легпром также рассчитывать не может.
Дешевая импортная продукция продолжает вытеснять отечественную, доля рынка которой, по различным оценкам, составляет только около 20%. Примерно 13% занимает легальный импорт, а оставшиеся 67% приходятся на `серый` импорт из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии и отечественный контрафакт.
Отраслевики говорят об отсутствии законодательной концепции: нормативные акты часто противоречат друг другу. Профессиональные союзы и ассоциации пока признают диалог с властью по развитию отрасли безрезультатным.
Одежда и обувь
Отечественным производителям по-прежнему сложно конкурировать с западными, но эксперты признают, что россиянам несколько помогло ужесточение таможенных ограничений на ввоз товара `челноками`.
Сегодня российские производители этих подотраслей делятся на тех, кто выпускает просто более или менее качественную недорогую продукцию, и тех, кто выводит на рынок брэнды или стремится к этому. По-следние продвигают свою торговую марку в ценовом сегменте $30-70 за позицию наравне с хлынувшими на наш еще свободный рынок ритейлерами типа Savage, Stockmann, Peacocks и переманивают потребителей с вещевых рынков. В Петербурге таким оппонентом иностранцам является Plato, в Калининграде - `Вестор`; для них работают многочисленные мелкие швейные предприятия.
Отечественные швейные фабрики по большей части исчезают, сдают свои площади в аренду. Исключения составляют те, где сумели обновить техбазу, удержать определенный сегмент и привлечь средства, например, петербургские `ФОС-П`, `Первомайская Заря`, которая кроме профильной деятельности занимается и девелопментом. Но те потребители, кому важен брэнд как принадлежность к определенному классу, пока все равно пойдут в Marx & Spenser.
Текстильное производство
Темпы роста в целом по России составили в I квартале 109,6%, по сравнению с началом 2005 года, но эксперты прогнозируют в дальнейшем снижение объемов производства. Обстоятельства для этого знакомые: недостаток соответствующего ассортименту и нормам потребительской стоимости сырья (льна, хлопка, полиэфирных волокон и нитей). Ожидается, что эта проблема в 2006 году будет решена посредством запуска федеральных целевых программ, в частности ФЦП `Развитие льняной промышленности России`. Большую часть денег на подобные проекты выделяют из бюджета, но отраслевики считают необходимым объединять частных инвесторов для восполнения недостающих средств.
В отрасли сохраняется низкий уровень инновационной деятельности, устаревшая материальная база. Эксперты также выделяют неравную конкуренцию с зарубежными компаниями, недостаток оборотных средств, высокие кредитные ставки, рост энерготарифов.
Нехватка квалифицированных кадров на предприятиях обусловлена не только отсутствием системной подготовки специалистов, но и низкой зарплатой, которая в среднем по подотрасли составляет около 4 тыс. руб. Эксперты опасаются, что кризисное состояние подотрасли может привести к поглощению основных российских предприятий западными компаниями.
Ювелирные изделия
По различным оценкам, рост объемов продаж `ювелирки` в I квартале 2006 года составил около 26%; такие показатели обеспечиваются и появлением отечественных и иностранных несетевых магазинов, и развитием сетей `585`, `Кахолонг`, `Гранат`. Впрочем, начало года ознаменовалось для представителей этой подотрасли тревожным событием: масштабной налоговой проверкой московских ювелирных сетей, работа которых была остановлена почти на два месяца в период активных продаж. Это за-ставило ювелиров из других регионов задуматься над возможностью дополнительного внимания госорганов и к ним в будущем.
Ювелиры готовятся конкурировать с иностранцами сегодня и завтра, когда состоится вступление России в ВТО: продвигают собственные брэнды, ведут активную маркетинговую политику и занимаются девелопментом, как, например, ОАО `Русские самоцветы`. Предприятие продает мебель, инвестирует в недвижимость.
Такое поведение ювелиров связано с ожиданием демпинга со стороны конкурентов из западных стран. Тем не менее уже сегодня львиная доля всех продаж на рынке ювелирной продукции принадлежит импорту: у западных товаров более продвинутый дизайн, широкий ассортимент, инновационные технологии изготовления. |