Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Игра в перетягивание каната - ЭиВ N 19 (605)
МЕДИА-РЫНОК
Игра в перетягивание каната
No. 19 (605) 29.05.2006
Борис УШАКОВ
Рынок распространения СМИ, по-видимому, на пороге перемен. Это видно по результатам встреч распространителей с издателями и итогам проведенных исследований



Что же не устраивает участников медиа-рынка? Во-первых, нуждается в совершенствовании сложившаяся система их партнерства. В связи с этим в Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) предложили новую систему договорных отношений между издателями и распространителями. Она призвана скомпенсировать риски распространителей, возникающие из-за нестабильности во многих сегментах распространительского рынка.

Это кажется странным: ведь динамика развития печатных СМИ в целом положительная. Увеличивается рекламная емкость рынка. Следовало ожидать, что должен набирать обороты и распространительский рынок. Но это не происходит.

Потому суть нововведений АРПП понять несложно: распространители хотят гарантированную предоплату за реализацию печатной продукции. И вместо договора купли-продажи предлагают перейти к договорам комиссии, как это принято на развитых западных рынках. Иными словами, издатели должны не только платить вперед, но и покрывать убытки распространителей, если их тиражи не полностью продаются или возникают накладки в поставках СМИ.



Цены диктует продавец



В АРПП, мягко говоря, манипулируют соотношением таких показателей, как совокупные доходы издателей, емкость рекламного рынка печатной продукции и финансовые результаты за выполнение услуг распространения СМИ. Ведь при этом в ассоциации забывают, что существует рынок периодических изданий, тиражи которых вообще не попадают в подписку и на прилавки магазинов.

Почему же издатели берут на себя не свойственные их бизнесу функции? Почему не прибегают к аутсорсингу? Причины разные. Если речь идет о рекламе, которой придан товарный вид печатных СМИ, то она - часть сбытовой стратегии определенных компаний, а иногда и средство зондирования рынка конкурентов. В таком случае сбыт печатной продукции увязан с маркетингом этих компаний.

Если говорить о специализированных изданиях, то им нужны особые услуги, которые распространителям неинтересны. Ведь речь идет о целевой доставке сравнительно небольших тиражей. Получается трудоемкий и невыгодный бизнес. И если такие услуги и предлагают, то за неадекватную плату.

Отсюда вывод: инициативы АРПП не решают проблему. Они могут в итоге даже сузить рынок изданий, которые попадут на прилавки магазинов, что может быть использовано крупными издательскими домами как инструмент конкуренции. Кроме того, новшества по-прежнему не дают издателям эффективных инструментов контроля розничных цен на их продукцию, которые во многом определяет продавец.



Кого поддержит государство



Для того чтобы избежать нежелательных явлений, в АРПП призывают государство увеличить поддержку рынка СМИ - создать условия для расширения торговых сетей, роста тиражей и оборотов издателей. Такие, какие созданы в европейских странах, где нет прямых привилегий отдельным изданиям, а стимулируют рынок СМИ в целом.

В РФ почему-то предпочитают действовать наоборот. В департаменте потребительского рынка правительства Москвы, например, взялись жестче регулировать работу киосков прессы и их ассортимент. А в Петербурге развернули борьбу с `теневым` оборотом в торговле и обеспечением безопасности на транспорте. При этом, правда, пощадили стационарные киоски прессы в метро. Но временные места реализации и те, что стояли на автобусных остановках ликвидируют вместе с ларьками, где торговали сомнительным ширпотребом.



Как снизить тарифы



Озабочены проблемами распространения СМИ и на ФГУП `Почта России`. Его руководство также пытается изменить порядок договорных отношений с издателями на рынке подписки, чтобы увеличить свои доходы. В свою очередь представители Общественной палаты и Госдумы подталкивают государство к введению компенсаций почте через программу инвестиций в ее развитие, чтобы заморозить тарифы на доставку СМИ, а также просят при этом сократить НДС.

Льготная подписка для всех изданий - наиболее распространенная и нейтральная форма господдержки прессы в ЕС. В США почтальоны доставляют прессу по самым дешевым расценкам - IV класса, причем со скоростью, предусмотренной стандартами I класса. Аналогично следовало бы сделать и в РФ. Иначе общероссийские подписные тиражи будут продолжать падать: в среднем по РФ ежегодно 2-3% подписчиков отказываются возобновлять подписку. Одних не устраивает качество доставки, а других - цена.

Правда, затраты на почтовые услуги для СМИ в РФ и, например, в США отличаются из-за нюансов в структуре типографских услуг. В Америке все меньше изданий заказывают весь тираж в одной типографии, распределяя его на небольшие части по целому ряду типографий. Уже появились первые образцы компактных печатных машин, которые работают как удаленные принтеры. И есть планы по их установке в узлах почтовой связи и даже в магазинах. Тогда вместо перевозок партий газет и журналов можно будет просто отпечатать нужное количество их копий. В РФ распределенные тиражи практикуют пока далеко не все издания. Это связано с чисто техническими проблемами.
Другие материалы рубрики
МЕДИА-РЫНОК
03.11.08Кто `печет` медиановости
03.11.08СМИ в зеркале кризиса
03.11.08Виртуальное омоложение
Российский рынок печатных СМИ следует в русле развития мирового рынка газет и журналов, но имеет свои особенности
06.10.08Чем больше выбор, тем больше рекламы
06.10.08Музыка, банк и пресса
14.07.08Интерактив - спутник ТВ
14.07.08ТВ меняет сигнал
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru