Консалтинг в управлении недвижимым имуществом - сравнительно новое направление для российского рынка. На сегодня куда шире распространено привлечение консультантов для реализации проектов, по завершении которых собственники нередко стараются забрать бразды правления в свои руки
Профессиональные консультанты, правда, верят, что это явление временное и мало-помалу собственники научатся доверять советчикам на всех этапах - от изучения рынка и формулирования концепции до непосредственного руководства готовым объектом.
- В России до недавнего времени в силу то ли недостаточной развитости рынка, то ли менталитета собственники старались все делать сами. Сторонних участников они привлекали только в качестве кредиторов и инвесторов. Сегодня в Москве и Петербурге привлечь сторонних специализированных консультантов - обычная практика, хотя управлять собственники все еще предпочитают самостоятельно. А в городах-миллионниках консалтинг пока недостаточно популярен, - отметил директор департамента офисной недвижимости компании `Бекар-консалтинг` Алексей Чижов.
С этим выводом соглашаются и другие профессиональные управляющие.
- Практика привлечения консультантов к девелоперским проектам распространяется все шире, это связано с установлением на рынке коммерческой недвижимости цивилизованных отношений. Параллельно многие девелоперы вырастают из консультантов, - рассказал советник генерального директора компании `ВМБ-Траст` Евгений Рязанцев.
По словам Е. Рязанцева, основная причина выхода консультанта из проекта - воля собственника, ее мотивы могут быть самыми разными.
- На мой взгляд, причины надо искать в менталитете российских собственников, которые хотят все делать самостоятельно. Нежелание раскрывать финансовые потоки, делегировать полномочия, правда, не свидетельствует о высоком уровне развития бизнеса. Тем более что сегодня существуют разработанные и апробированные схемы, которые позволяют эффективно работать, передав непосредственное управление сторонней компании, - пояснил он.
Тем не менее внешних консультантов до сих пор чаще привлекают для решения вопросов, связанных с бизнес-планированием по новым проектам. Значительно реже встречаются запросы на анализ существующих проектов или анализ эффективности действующего бизнеса.
- В целом можно говорить о недостаточном опыте региональных девелоперов в комплексной реализации проекта с учетом потребностей всех участников проекта. Наиболее распространенная ошибка заключается в том, что девелоперы не уделяют достаточного внимания проработке маркетинговой составляющей проекта. Обычно они ориентируются на текущее состояние рынка, не заглядывая в будущее и не учитывая тенденций его развития. Зачастую не прорабатываются и концептуальные решения: сначала строится здание, а потом наполняется арендаторами, исходя из принципа `кому нужно, тому и сдадим`. В результате на выходе получаются `ярмарки` вместо торговых центров и бизнес-центры низкого и среднего класса, не соответствующие требованиям рынка, - поделился наблюдениями Алексей Чижов.
Еще один достаточно болезненный для российских консультантов вопрос - конкуренция с зарубежными компаниями, вес которых на отечественном рынке возрастает параллельно с увеличением потока иностранных инвестиций в девелоперские проекты.
- Все определяется выбором собственника, - уверен Евгений Рязанцев. - Одни проводят тендеры, другие, в первую очередь желая потрафить своей гордости, делают волевой выбор в пользу иностранцев. Кстати, все чаще так действуют представители регионов. Настоящих конкурсов, в ходе которых выбирают по соотношению `цена - качество`, пока немного.
А по мнению Алексея Чижова, нельзя однозначно сказать, кто более востребован:
- Есть маленькие российские консалтинговые фирмы, которые предоставляют услуги дешево, но некачественно, и есть западные и российские компании, работа которых качественна, но достаточно дорога. Соответственно, если небольшие компании все еще присутствуют на рынке - значит и их услуги востребованы. |