Пятилетие туристского офиса `Красная изба` в Великом Новгороде стало еще одним поводом поразмышлять о проблемах и перспективах отрасли в канун высокого сезона
В прошлом году Великий Новгород посетили почти 149 тыс. туристов и более полумиллиона экскурсантов. Местные специалисты считают, что это неплохой показатель. В то время как в целом по России наблюдается снижение турпотока, в Великом Новгороде за прошедшие пять лет он удвоился.
В федеральном Агентстве по туризму успех новгородского турпродукта связывают с активной деятельностью офиса `Красная изба` - первого в России некоммерческого партнерства, объединяющего 15 государственных и частных организаций: гостиничные и ресторанные операторы, турфирмы, музеи, художественные салоны. Инициатором его создания выступила администрация города, подхватившая идею у французского Страсбурга в результате совместного проекта TACIS `Породненные города`.
Администрация Великого Новгорода является и основным партнером `Красной избы`, обеспечивая 50% ежегодного бюджета офиса, составляющего около 1,5 млн руб. Таким образом муниципалитет поддерживает развитие отрасли и гарантирует целевое использование средств на продвижение Великого Новгорода как туристского направления на российском и международном туристских рынках. `Красная изба`, совмещающая в себе формат информационной и координационно-управленческой структуры, объединяющей представителей местного турбизнеса, отлично подходит для этих целей.
С появлением турофиса Великий Новгород стал турпродуктом, интересным для внешних инвесторов. Продающие Великий Новгород столичные туроператоры, побывавшие в организуемых `Красной избой` рекламных турах, разрабатывают собственные новгородские маршруты. Московская компания `Клебеко`, ставшая недавно членом некоммерческого партнерства, подписала договор о намерениях реконструировать средневековую усадьбу Олеся Гречина неподалеку от Новгородского кремля.
Интерес инвестора направлен на развитие интерактивного туризма. В восстановленной усадьбе планируется воссоздать древние новгородские ремесла с действующими гончарными и ткацкими мастерскими, кузней, харчевней. Туроператоры из Петербурга разрабатывают маршруты `Новгород ганзейский`.
Немало и собственных новгородских идей, которые на ура могут быть встречены туристами. Например, театрализованные постановки под открытым небом на тему исторического прошлого Великого Новгорода, средневековые турниры и развлечения, участие в краеведческих походах и археологических раскопках с правом взять сувенир на память. Идей много, но кто и, главное, на какие средства возьмется их реализовать? Ответа пока нет. Надежды на доброго иностранного дядю-инвестора призрачны.
Разрекламированный полтора года назад грандиозный российско-американский проект `Дорога культурного наследия России`, куда активно приглашали и Великий Новгород, закрылся, не успев начаться, по банальной причине - не хватило средств.
Инфраструктура туризма
Великого Новгорода (2005 г.)
6 тыс. памятников истории и культуры
16 мест размещения (отели от туркласса до 4 звезд)
16 ресторанов, 55 кафе, 5 ночных клубов, 2 казино,
5 бильярд-кафе, боулинг
30 ежегодных музыкальных, театральных, фольклорных фестивалей всероссийского и международного уровня
42 туристских агентства (из них 6 - активно работающих на прием) |