Система отечественного образования не слишком помогает сбалансировать рынок труда, где представителей одних профессий хоть пруд пруди, а других - гораздо меньше, чем свободных рабочих мест
Сколько ни реформируют российскую систему образования, но эту проблему решить пока так и не удается. Ведущие государственные вузы, призванные дать своим выпускникам фундаментальную подготовку, не научились продавать образование как специфический вид интеллектуальных услуг. Коммерческие вузы успешнее адаптировались к рынку. Но они ориентируются на спрос на услуги среди обеспеченного населения без учета общегосударственных потребностей в профессиях.
Стабилизатор
экономического роста
В Минобразования РФ пытаются найти способы, как добиться, чтобы отечественное образование способствовало стабилизации, наметившейся в экономике РФ. Для этого высшее профессиональное образование должно быть доступным, качественным и эффективным.
На первом этапе реформы была поставлена простая цель - упорядочить специализацию университетов и академий. Для этого государство перестало финансировать оказание услуг по подготовке непрофильных для вузов специалистов. Были изменены требования к разработке бизнес-планов, то есть к оценке стоимости новых специальностей, приняты меры, чтобы, скажем, транспортные вузы за казенный счет готовили транспортников, машиностроительные - инженеров для заводов, а не менеджеров, экономистов и юристов общего профиля.
Параллельно шли укрупнение вузов и создание в регионах университетских комплексов, объединяющих несколько учебных заведений, планы работы которых скоординированы.
Великаны и карлики науки
Несложно догадаться, как будут регулировать негосударственные вузы. Они распределены по РФ неравномерно и во многих субъектах РФ представлены в основном филиалами. За работой головных офисов, расположенных в крупных городах, уследить проще. И навести порядок в работе региональных представительств при желании тоже можно.
Сложнее управлять малыми негосударственными вузами. Пока таких - большинство. И этим недовольны в Минобразования РФ. В частности, в 60% негосударственных вузов обучают менее 500 студентов. И лишь в 18% вузов их количество колеблется от 1 тыс. до 5 тыс. А в среднем государственном вузе обучают от 3 тыс. до 7 тыс. человек. Совсем другие масштабы работы. Потому намечено создать такие условия, которые будут способствовать интеграции мелких негосударственных вузов с крупными государственными.
Частный сектор мобилен, оперативно вводит новые специальности, меняет программы лекций и практических занятий.
Ученым быть непрестижно?
Остается острой проблема с квалифицированными кадрами: преподаватели нередко вынуждены совмещать работу в государственных учебных учреждениях и в частном секторе. Не случайно доля штатных сотрудников большинства негосударственных вузов не превышает 10-30% от всего преподавательского состава. Между тем подготовка специалистов напрямую зависит от профессиональных качеств преподавателей, от того, как развит институт докторов и кандидатов наук в высшей школе.
Сегодня рейтинг профессии ученого среди выпускников школ не слишком высок (около 4% от всех опрошенных). Правда, среди студентов степень привлекательности поступления в аспирантуру чуть выше - до 12% от всех респондентов. К сожалению, многие стремятся получить высшее образование не для того, чтобы потом работать по профессии, а потому что с ним проще найти место с хорошим доходом.
Уже давно на государственном уровне следовало ввести мониторинг потребностей в специалистах всех профилей. Тогда можно будет говорить о комплексных мерах и госрегулировании в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. |