Сегодня мнения многих представителей коммерческого сектора, особенно западных компаний, сводятся к тому, что воспитать специалиста в коллективе своей компании выгоднее, чем покупать готового со стороны. Обусловлено это многими причинами, совокупность которых принято называть лояльностью
Сотрудник, давно работающий и выросший в компании, знает процесс изнутри, прошел все ступени, влился в коллектив, то есть между сотрудником и компанией установились прочные связи, и риск, что такой сотрудник уйдет к конкурентам, сведен к минимуму.
Удержать старого работника в компании легче, чем нового. Специалист с небольшим опытом работы, но желающий работать и развиваться, несмотря на небольшую стартовую зарплату, - долгосрочное, но хорошее вложение для компании, если только она сможет его удержать.
Чего хочет работник
Ротация кадров - процесс неизбежный, и любой работодатель старается свести его к минимуму. Основные усилия работодателей по обеспечению лояльности работников компании сосредоточены в основном на вновь прибывших перспективных специалистах, так как давние работники при осуществлении грамотной корпоративной политики имеют, безусловно, более стойкую мотивацию, чем те, которые только начинают свой путь в новой компании.
Отправной точкой работы по данному направлению внутренних корпоративных отношений специалисты называют изначальную мотивацию интересующего компанию сотрудника.
Условия труда, зарплата, минимальный соцпакет и профессиональные амбиции составляли основу мотивации новичка еще некоторое время назад. Теперь к этому прибавились реальные перспективы роста, обсуждение которых, по оценкам специалистов, приходится уже на первое собеседование с руководством компании.
Не последней составляющей мотивации соискатели все чаще называют атмосферу внутри коллектива, наличие корпоративных мероприятий, неформального общения. Соблюдение работодателем этих условий компенсирует специалисту небольшую заработную плату в начале карьеры и, по мнению экспертов, вполне достаточно для обеспечения лояльности работника.
Некоторые работодатели идут дальше перечисленного необходимого минимума и организуют для сотрудника оплату мобильной связи, бесплатные обеды, посещение спортзала на льготных условиях.
Учиться, учиться, учиться...
Важным моментом для соискателей является возможность повышать квалификацию в процессе работы, потому что рассчитывать на продвижение по служебной лестнице за счет обретения дополнительных навыков в российской компании работник может, только если образование было получено им по инициативе руководства.
В отечественных компаниях вообще есть не очень приятная для соискателя особенность: наличие у последнего документов о дополнительном образовании, прохождении различных тренингов не производит большого впечатления на работодателя - главными считаются подтвержденный опыт работы, лидерские качества, амбициозность, умение нестандартно мыслить.
В то же время, являясь соискателем должности в иностранной компании, такой сотрудник с теми же сертификатами может рассчитывать на дополнительные бонусы. В иностранных компаниях, в отличие от российских, уделяют большое внимание дополнительному образованию сотрудника; хотя сегодня уже можно говорить о том, что и на российских предприятиях стали серьезно заниматься этим вопросом, перенимая положительный опыт иностранных коллег.
Обычно кандидат на повышение по должности, включая средний и высший менеджмент, перед тем как оказаться на более высокой ступени, проходит профессиональные тренинги. Новые сотрудники, обладающие, по мнению руководства компании, необходимыми качествами для дальнейшего продвижения на ключевые позиции, проходят курс Management Trainee, стажировки в разных отделах, различные тренинги.
Несколько но
Даже создав перечисленные условия для сотрудника, работодатель не всегда может быть уверен в том, что работник не будет искать лучшей доли. Одной из проблем может стать жилье, если работник - иногородний житель. Особенно это касается компаний, заинтересованных в узкоспециализированных работниках, которых крайне трудно найти.
Если компания не даст возможность своему сотруднику снимать квартиру на льготных условиях или оплачивать ее аренду за счет компании, то необходимый специалист может уйти к конкурентам, которые в состоянии решить такую проблему.
Часто сотрудники бывают недовольны повышенным контролем со стороны работодателя, когда за малейшие нарушения наказывают рублем: фиксация времени прихода/ухода до минуты, времени, проведенного вне рабочего места, минимум результативных звонков (для специалистов в сфере продаж).
Особенно остро контроль чувствуют творческие специалисты, но эта проблема вполне решаема в том случае, если деятельность компании связана с креативом и свободный график является правилом, тогда как в компании, где это не принято, творческому специалисту придется подстраиваться под общую традицию или оговаривать условия труда индивидуально.
Возможность повышения квалификации как способ удержать может вызывать неоднозначное отношение сотрудника, признают эксперты, так как не всегда те условия, которые предлагает работодатель, оптимальны для работника.
Компании не всегда готовы оплачивать дополнительное образование сотрудника: расходы по этой статье часто составляют значительную сумму, и работодатель предлагает сотруднику самому частично оплатить их; иногда речь идет о возмещении полной стоимости обучения, хотя и по сниженным ставкам.
Кроме того, по условиям некоторых компаний сотрудник не может перейти на другую работу, пока полностью не расплатится с компанией-кредитором.
Спрос и предложение на рынке труда РФ
Специальности Апрель-2004 Апрель-2005 Апрель-2006
Вакансии Резюме Вакансии Резюме Вакансии Резюме
IT, компьютеры, работа в Интернете 7773 2258 2800 2153 10893 6435
Маркетинг, реклама и PR 3619 1440 1145 1309 5150 3890
Нефтяной бизнес и ТЭК 5 10 45 223 313 776
Производство 1817 1121 484 1034 2792 3726
Страхование 232 96 104 122 379 389
Финансы, бухгалтерия,
работа в банке 8987 3002 3088 4011 14231 10523
Строительство и архитектура 2821 853 1027 1211 6657 4492
По материалам национального сайта Работа.ru |