По прогнозам специалистов `Ассоциации морских портов России` (`АСОП`), темпы роста грузооборота в 2006 году замедлятся: если в 2005-м объем перевалки грузов на отечественных терминалах превысил 407 млн тонн (рост на 12%), то в 2006-м грузооборот вырастет всего на 8%
Для этого есть несколько причин. Во-первых, основная прибавка в прошлом году была обеспечена за счет наливных грузов (+13,2% к 2004-му), доля которых увеличилась до 57,5% от общего объема переработки грузов. А темпы роста сухих грузов оказались ниже (+10%).
Итоги работы разных стивидорных компаний могли заметно различаться. В частности, на Северо-Западе РФ снизили объемы обработки стивидоры портов Высоцк, ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, Выборг, Кандалакша и Калининград. Причем если в первых двух случаях можно объяснить ситуацию менеджерскими неудачами, то последние три порта испытывают недостаток грузовой базы во многом благодаря стечению обстоятельств.
Потому в `АСОП` в 2006 году намерены искать способы, как помочь стивидорам привлечь дополнительные грузопотоки. Особенно в летнюю навигацию.
Изучали несколько вариантов. В частности, в порту Калининград можно создать новые совместные компании с грузовладельцами. А в Выборге, Архангельске и Кандалакше можно привлечь дополнительные грузы угля на экспорт.
В Петербурге, как и в Мурманске, продолжалось развитие железнодорожных подходов к портам, которое приносит свои плоды, поэтому в целом по Большому порту Санкт-Петербург отмечен прирост объемов грузооборота. Однако беспокойство вызывает ситуация, складывающаяся с сухопутными подходами к терминалам, где обрабатывают контейнеры.
Решений может быть только два: или создавать условия для переключения части контейнерных потоков на железнодорожные маршруты, или быстрее строить автомобильные развязки, которые предусмотрены проектом создания южного участка Западного скоростного диаметра.
Правда, речь идет о сложном комплексе сооружений, напоминающих огромный мост, который пройдет вдоль реки Красненькой и через жилые кварталы. Но иначе от километровых скоплений автопоездов в этом районе не избавиться.
В `АСОП` также полагают, что целесообразно совершенствовать тарифную политику ОАО `РЖД`. Ведь неосторожные решения в этом плане способны снизить конкурентоспособность российских портов на мировом рынке и привести к невыгодному для них перераспределению экспортных грузопотоков между морскими бассейнами.
Динамика грузоперевалки в морских портах РФ
в 2005 году по отношению к 2004-му, %
Наливные грузы +13,2
Сухогрузы +10
В том числе:
контейнеры +30
лес +11,8
уголь +6,6
минудобрения +6,5 |