На конкурсе железнодорожных поездов РФ, который прошел на Ладожском вокзале в Петербурге, высокую оценку получила Октябрьская железная дорога - филиал ОАО `РЖД`
Замначальника ОЖД Александра Яковлева заметила, что прошедший смотр вагонов - не банальная пиар-акция, а одна из граней той политики, которую проводят железнодорожники в сфере пассажирских перевозок. Такая оценка дает повод присмотреться к итогам конкурса повнимательнее.
Формально железнодорожные бригады получили указание организовать шоу. И представители 17 филиалов ОАО `РЖД` облачились в театральные костюмы, угощали пассажиров, плели вологодские кружева, танцевали, а персонал вагонов-ресторанов демонстрировал кулинарные изыски.
Однако в презентациях поездов, курсирующих на главном маршруте страны, их хозяева шагнули в своем творчестве гораздо дальше: заказали форму проводникам у одного из петербургских кутюрье. А `Демидовский экспресс` превратили в музей на колесах: вагоны стилизовали под XVIII век. Повесили картины - точные копии из музея Демидовых. Были в вагонах и живые фазаны...
Чем еще железнодорожники пытались поразить воображение жюри конкурса? В ряде поездов продемонстрировали спецместа для инвалидов, Интернет-купе, комнаты для детей, телевизоры и душевые кабины. А некоторые вагоны выглядели как комфортабельные отели на колесах.
Востребованы ли подобные услуги в РФ? Достоверно известно, что желающих провести ночь в VIP-купе на трассе Москва-Петербург больше, чем таких мест в поездах. В ОАО `РЖД` уверяют: мол, загружены и другие фирменные поезда.
И все же президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин на одной из пресс-конференций напомнил: ни в одной стране мира пассажир не платит полный тариф за пассажирскую перевозку. Часть убытков перевозчику компенсирует государство. И сейчас идет спор о том, сколько выделить на эти цели отечественным железнодорожникам из госбюджета. В ОАО `РЖД` просят 46 млрд руб. в год.
Эксперты оценивают компенсации скромнее: от 20 млрд руб. до 34 млрд руб. Такова цена отхода от перекрестного субсидирования, без которого нельзя начинать очередной виток железнодорожной реформы.
В Правительстве РФ никак не могут отважиться на этот шаг и затягивают процедуры. В ОАО `РЖД` всячески стремятся подтолкнуть к ним. Начать хотя бы с того, чтобы освободить от госрегулирования плату за использование железнодорожных вагонов на тех маршрутах, где есть конкуренция, где у пассажира есть выбор, на каком поезде ему ехать - обычном или фирменном.
Пока такое право предоставлено только для тарифов на высококачественные пассажирские перевозки - на основании постановления Федеральной энергетической комиссии от 2003 года. Однако теперь в ОАО `РЖД` добиваются еще одной уступки - права самостоятельно регулировать базовый тариф на пассажирские перевозки с учетом конъюнктуры рынка.
В Минэкономразвития РФ пока к такой идее относятся весьма осторожно: пошили, к примеру, форму для проводников у кутюрье, завели фазанов - значит можно автоматически включить эти расходы в стоимость билетов?
Надо все-таки определить, по каким критериям оценивать качество услуг. Тем более что в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта РФ давно уже обращали внимание на противоречия между задачами госполитики, интересами железнодорожников и пользующихся их услугами в таких сферах, как сокращение транспортных издержек, развитие конкуренции при перевозке грузов и пассажиров, обеспечение работы малодеятельных линий, содержание инфраструктуры путей необщего пользования...
Театрализованное представление - это хорошо. Но вовсе не случайно В. Якунин во время конкурса определил будущее фирменных поездов так: это должны быть высокоскоростные экспрессы, в первую очередь - на линии Хельсинки-Петербург-Москва, с перспективой организации движения до Нижнего Новгорода. А значит - новые технологические решения на транспорте.
И наконец, пассажирооборот российских железных дорог в 2005 году вырос более чем на 12,5%, а поездов на международных маршрутах - только на 3%. И эти пропорции также нельзя игнорировать.
|