Чтобы экономика субъектов РФ стала благоприятной для инвесторов, должен сложиться целый комплекс определенных условий. И одно из них - эффективный таможенный режим. Об этом заявил начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Павел Корчажкин на открытии Международной выставки `Транспортные коридоры. Таможня`XXI`
Зеленый коридор
для завода
Найденная на Северо-Западе РФ схема взаимодействия СЗТУ с крупными грузовладельцами помогла выработать временный технологический порядок таможенного оформления грузов для автоконцерна, удовлетворивший пожелания инвестора. И это оказалось одним из решающих обстоятельств, когда представители Ford Motor обсуждали с правительством Ленобласти вопрос о размещении сборочного завода.
Предприятие ввели в строй летом 2002 года во Всеволожске. В него вложили свыше $150 млн. В 2002-2005 гг. было продано в РФ 100 тыс. автомобилей Ford Focus четырех модификаций. А в 2006-м, как заявил вице-президент Ford Motor Джон Флеминг, в цехах ЗАО `Форд Всеволожск` планируют выпустить 60-72 тыс. машин. Это несколько меньше, чем намечали. Не исключено, что такая корректировка была внесена после проведения в конце 2005-го так называемой итальянской забастовки персонала, который требовал поднять зарплату.
Правда, говорят, что на замедление динамики развития ЗАО `Форд Всеволожск` повлиял не столько трудовой конфликт между работодателями и наемным персоналом, сколько изменение технологий, связанное с выпуском новых моделей автомобилей, способных лучше удовлетворять запросы российских покупателей. Созрело решение о выпуске Ford Focus II - с более просторным салоном.
По проторенному пути
Площадки для строительства новых автозаводов были выбраны и в Петербурге. Японский концерн Toyota Motor Co., как известно, уже начал сооружение собственного завода в промзоне `Шушары`, где намерен выпускать в год до 50 тыс. машин Toyota Camry. Первую очередь предприятия обещали ввести в строй в начале 2007 года. Она позволит собирать до 20 тыс. `легковушек`.
А недавно аналогичное решение приняла Nissan Motor Co. Японская компания уже выбрала участок площадью 100 га около железнодорожной станции Горская (неподалеку от Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений).
На заводе планируют выпускать автомобили марок Pathfinder, Navara и Murano. На будущем предприятии будет создано до
2 тыс. рабочих мест, поэтому можно говорить о масштабах, сопоставимых с планами концерна Toyota Motor Co.
По неофициальным данным, в регионе в перспективе может появиться еще и третий японский автозавод - Mitsubishi. Это было бы логично: ведь по объемам продаж машины Mitsubishi Lancer в 2005-м оказались на 3-м месте среди всех иномарок, опережая как Ford Focus, так и автомобили Toyota и Nissan (соответственно 4-е, 5-е и 6-е места по объемам продаж).
По прогнозам специалистов Минэкономразвития РФ, в 2008 году в России могут выпускать 2 млн иномарок отечественной сборки. В министерстве по поводу открытия заводов в РФ вели переговоры с компаниями GM, Honda, Volkswagen и Daimler Chrysler AG. Напомним, что с DaimlerChrysler об открытии мощностей для сборки автомобилей Mercedes вели переговоры и в Смольном. Однако в 2005-м в концерне заявили о том, что реализация подобного проекта пока экономически не обоснована.
В Петербурге и Ленобласти развивают также производство автобусов. ООО `Скания Россия`, построив в Петербурге свой первый завод, собирается возвести в Ленобласти и второй - для него уже найден участок в Ломоносовском районе. В петербургское производство компания вложила около $7,5 млн. Стоимость нового проекта Scania без учета выкупа земли оценивается в 2,5 млн евро.
Как обустраивают зоны
Петербург и Ленинградская область становятся крупной автосборочной площадкой в РФ, и это, по мнению Павла Корчажкина, закономерно. Среди прочих преимуществ западные компании привлекают обкатанные на примере компании Ford Motor схемы ввоза комплектующих через границу России.
Это заставляет СЗТУ прорабатывать новые решения, которые позволяют открывать зеленые коридоры крупным инвесторам. Создана специальная рабочая группа, которая занимается изучением технологий по обеспечению логистики в технико-внедренческих зонах. Правда, соответствующий пилотный проект намерены внедрить в первую очередь в Калининградской области.
Все это влияет на намерения автомобильных компаний развернуть свое производство на Северо-Западе РФ. |