На этот вопрос чиновники и представители турбизнеса отвечают по-разному. Лишь в одном они едины: такого рода пиар-акция важна для Петербурга в деле продвижения его на мировом туристском рынке. Но реклама, как известно, имеет иногда и отрицательный результат.
О неудобствах, связанных с приездом в Петербург на саммит `Большой восьмерки` международных делегаций уже официально объявлено. Для обычных граждан не будет мест в гостиницах, будут закрыты аэропорт, акватория Невы и восточная часть Финского залива, перекрыт центр города для перемещения туристских автобусов. Кстати, саммит - не единственное мероприятие в Петербурге такого масштаба: еще будут чествовать и 100-летие российского парламентаризма со всеми вытекающими последствиями. В общем, частично сезон уже можно считать провальным для туриндустрии.
У руководителя городского управления по туризму Марианны Орджоникидзе есть свой прогноз. Она уверена, что в этом году в Петербург приедет туристов больше, чем в прошлом, - всего около 3,5 млн (рост на 600 тысяч). Город, как всегда, встретит их радушно и даже проявит по отношению к ним ангельское терпение. Как рассказала г-жа Орджоникидзе, на улицы Петербурга высадят десант из представителей созданной в городе новой структуры под названием `Служба ангелов`. Молодые люди в униформе, владеющие иностранными языками, будут работать в местах массового скопления туристов и помогать им получить необходимую информацию о том, как пользоваться городской инфраструктурой.
Этой новинкой сезона городские власти, видимо, пытаются компенсировать отсутствие пока в Петербурге указателей на английском языке и других источников информации, ориентирующих туристов по городу. А к концу лета они обещают установить в центре информационные терминалы, оснащенные тревожными кнопками. В случае опасности турист сможет сигнализировать в орган охраны порядка. В конце 2005 года в городе было создано дополнительное подразделение в структуре ГУВД для предупреждения уличной преступности в центре города.
Если серьезно взглянуть на проблему привлечения туристов, то, как считают специалисты, в настоящее время ситуация по въездному туризму в Петербурге такова, что его развитие может пойти по одному из двух сценариев: либо резкое увеличение турпотока, либо застой. Для получения первого гостиницы, музеи, транспортные предприятия не должны поднимать цены хотя бы в течение двух-трех лет. Ведь сегодня Петербург стал уже дороже многих европейских городов, а качество предоставляемых услуг, надо признать, в некоторых сегментах остается низким.
Все чаще город называют центром делового туризма, который способен приносить большие доходы, чем традиционный познавательный. (Для сравнения: обычный турист тратит $100-150 в сутки, бизнес-турист - $500 и больше.)
Однако один лишь саммит не может сразу превратить город в модное место отдыха бизнес-элиты. Соответствующей инфраструктуры для этого пока не создано. Зато в погоне за `випами` незаметно и очень быстро можно потерять массового туриста эконом-класса, обеспечивающего, как показывает практика, основной доход отрасли.
Иностранные гости в гостиницах Петербурга в соответствии с целью визита, 2004 год
Групповой отдых - 41%
Индивидуальный отдых - 20%
Корпоративный визит - 17%
Участники конференций - 11%
Деловая поездка - 9%
Льготная поездка - 2%
Источник: Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC)
Оценка въездного туризма в Петербурге предприятиями туриндустрии
2005 год
Положительная - 29,4%
Отрицательная - 47%
На уровне 2004 года - 21,5%
2006 год
Ситуация улучшится - 50,9%
Ситуация усугубится - 23,5%
Сохранится на уровне 2005 года - 21,%
Источник: `Турбарометр` СЗРО РСТ
|