По признанию специалистов ГИБДД Петербурга и Ленобласти, на обезвреживание любого типа сигнализации автомобиля у профессионального угонщика уходит не более получаса. Это заставляет специалистов искать ответ на вопрос: что делать?
В Ассоциации профессиональных установщиков противоугонного оборудования предполагают, что нынешний всплеск краж во многом провоцируют страховые компании, которые связаны с автокредитованием: легче сбыть краденую машину, чем выкупить ее у страховой компании.
В охранных компаниях, в свою очередь, уверены: угонщики не могли бы стать столь искусными, если бы им не раскрывали информацию об антиугонном оборудовании его поставщики. Слишком уж быстро становятся известными особенности всех новых защитных систем, способы их установки и обезвреживания. Зато таким способом можно наращивать оборот, заставляя потребителей покупать все более дорогие системы.
В Санкт-Петербургском союзе страховщиков склонны во многом винить милицию: плохо экипирована. А разве догонишь угнанную иномарку на старых отечественных машинах! При этом в МВД получают новые мощные авто, но на них ездят только начальники...
Нет единой по РФ базы данных по угнанным машинам. Да и порядка нет. Бывает, угнанный автомобиль уже найден и возращен владельцу, а продолжает числиться в угоне. Отчаявшись, страховщики нанимают частных детективов...
Такой разброс мнений свидетельствует о том, что пока между различными участниками авторынка и правоохранительными органами нет тесного взаимодействия. А это, в свою очередь, создает почву для развития криминального бизнеса, который имеет широко разветвленные сети. В них каждому участнику отведена своя роль: одни заняты угонами, другие - разборкой машин на запчасти, третьи - сбытом.
Бизнес достаточно прибыльный: по данным начальника 6-го отдела ГИБДД по Петербургу и Ленобласти подполковника милиции Юрия Овсянникова, в среднем в городе в сутки угоняют около 20 автомашин. Обороты преступников по уровню доходов можно поставить на 3-е место после торговли наркотиками и оружием.
Сотрудники милиции полагают, что крадут машины, как правило, под заказ, поэтому следовало бы упорядочить торговлю запчастями и подержанными автомашинами. Кроме того, по российским законам слишком мягко наказывают угонщиков. Чаще всего к ним применяют ст. 166 УК РФ (завладение транспортным средством без цели хищения), потому что сложно доказать в их действиях иной умысел. Потому в органах МВД предлагают изменить эту статью УК РФ, приравняв любое завладение транспортным средством к краже. |