За последние два года тариф разовой платы за проезд пересматривали трижды и вырос он на 33,3%. Стоимость проездных билетов корректировали 4 раза, и она увеличилась на 52%.
На МУП `Пассажирский автотранспорт-2` принятые муниципалитетом непопулярные меры называют вынужденными. С января 2004 года цена на топливо увеличилась в 2,1 раза, на электроэнергию - на 50%, подорожали запчасти и материалы.
По итогам 2005 года убытки главного в городе перевозчика, доля которого на рынке оценивается в 85%, составили 20,8 млн руб. Своим бедственным положением предприятие, ежедневно перевозящее более 300 тыс. пассажиров, отчасти обязано льготникам. До января 2006-го их везли бесплатно, пока в Новгородской области не вступил в силу Закон о монетизации льгот.
На возмещение выпадающих доходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям населения (в Великом Новгороде их почти 46 тысяч человек), которые составили за 2005 год 166,7 млн руб., предприятие получило 23,1 млн руб., из них 5,9 млн руб. поступили из городского бюджета. Остальные 17 млн руб. - субсидии `на обеспечение равной транспортной доступности населения`, которые федеральные власти предоставляли регионам, где не продавались единые социальные билеты.
С января 2006 года единые проездные появились и в Великом Новгороде. Однако надежды на то, что с их введением доходы автотранспортников значительно возрастут, не оправдались. По словам директора МУП `ПАТ-2` Игоря Фокина, цена билета в 120 руб. только на треть покрывает реальные затраты перевозчиков.
Компенсации убытков за счет областного бюджета предприятию не предусмотрены. Плановая дотация из городского бюджета на 2006 год - 0,6 млн руб.
Парк МУП `ПАТ-2` насчитывает 205 автобусов (у 82,4% из них срок амортизации полностью истек), 39 троллейбусов (половина прослужила уже более 19 лет) и 20 `ПАЗов`, работающих в качестве маршрутных такси. Последнее крупное приобретение сделано 8 лет назад: на кредиты Всемирного банка реконструкции и развития город закупил 80 автобусов `мерседес` большой и особо большой вместимости. Срок их эксплуатации уже подходит к концу.
За последние 5 лет предприятие пополнилось 6 автобусами `МАЗ-103`, `КамАЗ-НЕФАЗ`, полученными в хозяйственное ведение, 20 автобусами `ПАЗ`, 2 автобусами `ЛиАЗ`, 2 новыми и 4 капитально отремонтированными троллейбусами, приобретенными за счет собственных средств и в лизинг. При потребности обновления 20 машин в год это капля в море. Чтобы решить проблему модернизации автобусного и троллейбусного парка, необходимы инвестиции не менее 100 млн руб. ежегодно.
В 2006 году средства на приобретение новых машин в городском бюджете не предусмотрены. Вся надежда - на помощь федерального центра, которую рассчитывают получить в рамках подготовки к 1150-летию Великого Новгорода, которое будут отмечать в 2009-м.
Удастся ли муниципальному предприятию без федеральной помощи удержать лидирующие позиции на рынке пассажирских автоперевозок? При катастрофически ветшающем подвижном составе оставаться лидером становится все труднее.
Ежемесячно в городе продают 84 тыс. единых проездных и 20 тыс. единых социальных билетов. Однако в последнее время продажи снижаются. Причина не только в росте цен: в городе активно развивается коммерческий транспорт, составляющий серьезную конкуренцию транспорту муниципальному.
Сегодня городские маршруты обслуживают также два частных предприятия -
ООО `АТП ? 1`, ООО `АТП ? 5`, в городе работают маршрутные такси ООО `Авто-Экспресс`, ООО `Лимузин-2`, ООО `ПАТП-Таксопарк`. С их приходом доходы `ПАТ-2` упали на 15%.
`По большому счету, пассажиру все равно, в карман какого перевозчика попадут его деньги. Заплатив за проезд, он хочет добраться до места вовремя и с максимальным комфортом. Если раньше подойдет `маршрутка`, он вряд ли останется дожидаться городского автобуса, цена на проезд в котором всего на 2 руб. меньше, чем в маршрутном такси`, - отметил генеральный директор `Новгородского таксопарка` Виктор Александров.
По признанию И. Фокина, наличие конкурентов - проблема для муниципального транспорта, но благодаря им в городских автобусах и троллейбусах стало свободнее. А вот на улицах - теснее.
Городская инфраструктура уже не справляется с возрастающими транспортными потоками. И это уже проблема, которую решать не перевозчикам, а власти. Реконструкция дорожно-транспортной сети города, создание современной системы транспортных развязок, автостоянок и парковок, использование для общественного транспорта автобусов большой и особо большой вместимости - в ее компетенции. |