За последние месяцы Санкт-Петербургская ТПП организовала ряд зарубежных поездок, направленных на привлечение инвестиций в экономику города. В ходе поездки в США, например, выяснилось, что у потенциальных инвесторов крайне мало информации о России, в частности - о Петербурге как о месте для выгодного вложения средств. Это подтверждают и многие другие контакты с зарубежными предпринимателями. В чем причина, и как изменить сложившуюся ситуацию - с этих вопросов началась наша беседа о проблемах внешнеэкономического сотрудничества с президентом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимиром Катеневым.
- Сегодня обозначилась тенденция по сокращению наших торговых представительств за рубежом. Для сравнения: у небольшого Гонконга десятки представительств по миру, их сотрудники ездят по разным странам, рассказывая об условиях, которые созданы в их стране для инвесторов. ТПП Австрии, страны, где население ненамного превышает число жителей Петербурга, имеет 100 зарубежных представительств.
У нашего города официальных представительств за рубежом сегодня нет. Отсутствует и адекватная информационная поддержка инвестиционной деятельности. В частности, посетивший нашу палату глава торгового представительства Королевства Таиланд в Российской Федерации господин Нопсуванвонг выразил удивление в связи с недостаточной информацией об особых экономических зонах в России. Действительно, сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами существует только в русскоязычной версии, а на английском языке представлены лишь интервью с руководителем агентства и текст соответствующего федерального закона.
Разработанные Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга совместно с Территориальным управлением Федерального агентства по Петербургу документы по созданию свободной экономической зоны в нашем городе также существует только на русском.
В результате иностранные инвесторы зачастую просто не знают о тех значительных льготах, которые предусмотрены для них на этих территориях.
Кроме того, инвесторы не знают наши законы, потому что они непонятны: слишком длинны, сложны. Это тоже тормозящий фактор для инвестиций. Уже есть примеры, когда при ознакомлении с нашими законами теряли интерес к дальнейшей работе.
Надо, чтобы текст закона был компактным и чтобы его мог воспринять обычный человек, не юрист.
- Не приведет ли закрытие российских торгпредств за рубежом к дополнительной потере потенциальных инвесторов, которые могут выбрать для сотрудничества страны, информация о которых доступнее?
- Очевидно, есть причина, которую могут назвать те, кто анализирует эффективность деятельности торгпредств и по результатам исследований закрывает их. Но если работа каких-то торгпредств оказалась неэффективной, то нужно предложить какой-то иной способ представления российских экономических интересов за рубежом.
Прежде всего, нужны мобильные структуры, возможно полукоммерческие, где затраты и функции поделили бы государство и бизнес. Например, структура, которая на коммерческой основе будет заниматься продвижением продукции страны, может эксплуатировать по себестоимости помещения бывшего торгпредства. Схема взаимоотношений с инвестором должна быть простой и понятной.
- Какую роль в этой ситуации могут взять на себя торгово-промышленные палаты?
- Мы сегодня делаем все, что можем, но нужны финансовая поддержка со стороны государства, целевое выделение средств на промоушн России и Петербурга в частности. Мы сделали презентационный диск ТПП на русском и английском языках, где рассказывается об экономическом потенциале города, отраслях и основных показателях, законодательстве, о помощи, которую ТПП может оказать инвестору.
Но такой информации у нас явно недостаточно. За рубежом все необходимое - карты, телефонные книги - вы получите бесплатно в пунктах информации. Конечно, это определенные затраты, но было бы правильно, если бы такие издания выпускали за счет бюджета.
- Существует ли типовая схема работы с потенциальными иностранными инвесторами?
- Алгоритм уже вырисовывается. Нужно четко представлять себе, кто чем занимается. Забота политиков (министров, послов) - создание благоприятного климата для торговли, увеличение общего товарооборота, бизнеса - продажа товаров, привлечение инвестиций.
Наши заводы загружены далеко не полностью, мы производим меньше, чем можем, потому что не в состоянии реализовать продукцию. Надо активно рассказывать, какая продукция производится на предприятиях, использовать механизмы выставок, конференций, презентаций.
Петербург для этого многое делает: с тех пор как Валентина Матвиенко находится на посту губернатора, при ее поддержке, а нередко и при прямом участии делегации предпринимателей, организованные совместно с ТПП, объехали все страны бывшего соцлагеря. Там десятки предприятий строили наши специалисты, а это шанс продолжить туда серьезные поставки оборудования.
- Вступление России в ВТО может как-то повлиять на ситуацию с продвижением наших товаров?
- Возможно, да. Но одна из основных причин, по которым США не хотят пускать нас в ВТО, - большое количество контрафактной продукции. Они прямо задают вопрос: Россия - источник зла или жертва? Если второе, то мировое сообщество готово помогать нам. Нам нужна большая открытость бизнеса.
- Насколько это возможно?
- Зависит от конкретной отрасли. Открытость вообще напрямую зависит от менталитета. В Финляндии, например, можно получить любую информацию о человеке, вплоть до размеров его финансового состояния, владения акциями: эта информация является открытой. У нас вроде бы тоже, но такие сведения добывают и предоставляют полулегально.
- В каких странах в ближайшее время Санкт-Петербургская ТПП будет презентовать экономические возможности Петербурга?
- В апреле делегации будут работать в Китае (Шанхай, Ханчжоу) и Финляндии, на выставке в Хельсинки. В Минске в середине мая состоится презентация Северо-Западного федерального округа, также в мае мы побываем в Австрии. Затем предстоит поездка в Польшу.
Отмечу, что особой заботой для нас остается помощь Чечне, где республиканская ТПП насчитывает пока только 40 компаний, и мы помогаем ей становиться на ноги, в том числе - развивать международные связи. |