Показательный факт: ярмарки вакансий, которые в течение многих лет проводили в городском масштабе на базе крупных спортивных и выставочных комплексов, за последний год резко пошли в народ.
Все чаще площадками для встреч работодателей и соискателей становятся учебные заведения, некоторые из них, к примеру петербургский Университет информационных технологий, механики и оптики, в течение года успевают провести не одно такое мероприятие.
В поисках
общего языка
Рынок труда для молодых становится более гибким и многослойным не от хорошей жизни. В последние годы лейтмотивом практически всех публикаций о проблемах найма начинающих специалистов стало острое несоответствие между требованиями работодателей, реальными знаниями, которые получают студенты, и карьерно-зарплатными ожиданиями последних.
Проще говоря, выпускники не знают и не умеют того, что нужно, но при этом с первого шага получать хотят, как минимум, не меньше, чем грамотные специалисты. Именно эта нестыковка гонит охотников за головами непосредственно туда, где готовят будущих профессионалов.
В начале апреля петербургские ректоры совместно с представителями рекрутинговых компаний провели `круглый стол` `Трудоустройство после вуза: проблемы и решения`. Сам факт того, что за одним столом сошлись представители образования и рынка труда, стоит многого - прежде стороны, говорящие о необходимости партнерства, почти не замечали друг друга.
Правда, каких-то судьбоносных рецептов по ходу общения придумано не было. Выступавшие ограничились констатацией хорошо известных фактов: люди нужны, а выбирать не из кого, особенно по тем направлениям, где дефицит велик. Не надеясь на чью-либо помощь, крупные работодатели все чаще сами приходят в вузы и своими силами организуют обучение. Так, конечно, затратнее, зато можно с большей уверенностью строить планы на будущее. Тем же, кому по тем или иным причинам данный вариант не подходит, остается закидывать невод максимально широко.
Словно подтверждая все сказанное на `круглом столе`, в тот же день сотрудники одной из ведущих рекрутерских фирм города прямо на улице раздавали анкеты, приглашая всех желающих подавать резюме на вакансии завода `Тойота`.
Спектр предложений радовал разнообразием - от инженерных должностей до связей с общественностью, одновременно наталкивая на грустную мысль о том, что `хедхантеры` вышли на улицу явно не от избытка возможностей.
Фабрика интеллекта и школа мужества
Тем временем государственные деятели в очередной раз дают понять, что крупных инвестиций из казны в развитие высшей школы и впредь ожидать не приходится.
Руководитель аппарата правительства России Сергей Нарышкин, выступавший накануне Дня космонавтики в `Военмехе`, отметил, что студенческая стипендия едва ли когда-нибудь приблизится даже к уровню прожиточного минимума. Соответственно, об источнике средств существования учащимся вузов и их родным следует подумать заранее. Одновременно, по его словам, не следует ждать и радикальных повышений зарплат преподавателям в ближайшие годы.
Министр посоветовал профессуре активнее заниматься прикладными научно-исследовательскими работами, которые могут принести дополнительное финансирование, и искать гранты. Таким образом, преследуется задача не только сэкономить расходы бюджета, но и сделать вузовскую жизнь более прагматичной и связанной с реальным бизнесом.
Представители высшей школы от таких перспектив далеко не в восторге. Продолжение `забега на выживание`, длящегося уже пятнадцать лет, по их мнению, может привести к исчезновению ряда школ в области технических и естественных наук, которым сложно рассчитывать как на появление партнеров, так и на привлечение широкой аудитории коммерческих студентов.
Предпочтения неочевидны
Что касается самих абитуриентов, то, как показало проведенное в марте проектом EXAMEN исследование проблемы выбора вуза, значительная часть старшеклассников до сих пор не самым ответственным образом подходит к решению этой задачи.
Так, непосредственный выбор вуза для 42% нынешних абитуриентов начался за 1-2 года до момента поступления, для 20% - менее чем за год, а для 17% - менее чем за полгода. Ответственнее других к делу подходят лишь 13%, начинающих интересоваться будущим местом учебы более чем за два года. Кстати, окончательное решение каждый пятый принимает только в момент поступления.
Основным фактором выбора вуза 43% назвали наличие интересующих специальностей; 25% поставили на первое место стоимость обучения, и только 24% - перспективы дальнейшего трудоустройства. Фактически можно говорить, что задачей номер один является поступление в вуз вообще, а не на конкретную специальность.
Дополняют картину следующие цифры: 57% абитуриентов намерены поступать в несколько вузов одновременно, еще 20% - сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой. При этом в случае неудачи на экзаменах 80% опрошенных заявили о намерении поступить в другой вуз или в тот же вуз, но на другой факультет, а 9% указали, что будут поступать в тот же вуз через год. |