В марте 2006 года об активизации своей деятельности по защите прав страхователей объявило объединение `Антистрах`. Первым страховым сегментом, подвергшимся сокрушительной критике юристов и экспертов `Антистраха`, стала `автогражданка`
По мнению члена правления `Антистраха` Надежды Калашниковой, после принятия Закона об ОСАГО страхователи оказались в заведомо невыгодном для себя положении: у них не было и до сих пор нет собственной общественной организации, как нет и реальных инструментов, позволяющих отстаивать свои права при столкновении с недобросовестными страховыми компаниями.
Фактически только `Антистрах` и защищает страхователей.
Опыт `Антистраха`
Ведущий эксперт этой организации Дмитрий Желудев рассказал, что за 2,5 года в организацию поступило 1758 обращений. Основными поводами для этих обращений послужили:
- затягивание страховыми компаниями сроков рассмотрения дел клиентов, задержка выплаты страхового возмещения;
- разница между суммами, указанными в экспертизе, и реальной выплатой;
- несоответствие экспертных оценок реальному ущербу при ДТП;
- отказ в выплате;
- взимание с клиента 23% от суммы при расторжении договора ОСАГО.
`Антистрах` делает все возможное для того, чтобы решить проблемы страхователя в досудебном порядке, - сообщил Д. Желудев. - Мы рекомендуем клиенту правильный алгоритм действий, разъясняем его права, направляем свои запросы руководству страховых компаний, указывая в них нарушения законодательства. А также помогаем клиентам составлять жалобы`.
Опыт Д. Желудева свидетельствует о том, что `иногда` страховщики требуют от своего клиента ненужные для осуществления выплаты документы. Также достаточно широко распространена ситуация, когда страховая компания не признает своего страхователя (это происходит, если полис был оформлен неправильно).
Критики закона
оживились
В последней пресс-конференции `Антистраха` страховщики участия не принимали. Возможно, по этой причине разговор об ОСАГО приобрел резко критическую направленность. Особенно этому поспособствовало выступление Алексея Худякова, доктора юридических наук, автора альтернативного закона об ОСАГО.
Он обратил внимание на большую сложность и запутанность юридической конструкции `автогражданки`, в которой переплетены несколько видов обязательств: во-первых, причинителя вреда перед потерпевшим, а во-вторых, страховой компании перед ними обоими.
`Те, кто разбирается в этих тонкостях, умело манипулируют знанием в своих интересах`, - заявила Н. Калашникова.
`Даже в Европе отказы в выплатах в 80% случаев являются необоснованными, а проблема квалифицированной защиты страхователя очень сложна. В Лондоне, например, в такой организации, как `Антистрах`, работают 800 юристов, примерно столько же - в ее американском аналоге`, - добавил А. Худяков, а на вопрос из зала `Что же делать?` ответил: `Во-первых, я бы снизил ставки. Например, в Казахстане они в 5 раз ниже, но при этом установленные законом размеры выплат в 4 раза выше. Во-вторых, надо менять закон, потому что в своем нынешнем виде он низкосортный!`
Алексей Худяков перечислил недостатки Закона об ОСАГО, кажущиеся ему наиболее неприемлемыми:
- неясное толкование понятия `страховой случай`;
- использование права на `регресс` вместо применяемого страховщиками всего мира и понятного страховым юристам `права на суброгацию`;
- обязанность пострадавшего самостоятельно добиваться выплаты в страховой компании своего обидчика.
Все это вынуждает пострадавших искать защиту в судах гораздо чаще, чем это должно быть при наличии удовлетворительно работающего Закона об ОСАГО.
Алексей АЛЕКСАНДРОВ
СПРАВКА
Общественная организация - НП `Антистрах` образовано в ноябре 2003 года.
Цель - привлечь внимание общественности к вопросам страхования и защиты интересов страхователей.
С ноября 2003 года организация представлена в Интернете сайтом www.antistrah.ru
Поначалу было объявлено, что членами `Антистраха` могут стать как юридические и физические лица, пострадавшие от недобросовестных действий страховых компаний, так и сами страховщики, заинтересованные в том, чтобы выстроить цивилизованные отношения между всеми участниками страхового бизнеса. Однако в итоге страховщики в организацию вступать не стали |