Депутаты ЗС Петербурга приняли поправки в городской закон, чтобы штрафовать перевозчиков, проигравших в конкурсах на автобусные маршруты, но не снявших с них свой подвижной состав
Городской транспорт долго реформируют, но никак не могут получить конечный результат. Поначалу реформу нацеливали на оптимизацию расходов ГП `Пассажиравтотранс` и последующую либерализацию рынка социальных перевозок. Были планы разбить ГП на несколько частных компаний, конкурирующих между собой. Потом решили развивать конкуренцию по-другому - через конкурс с участием частных перевозчиков. На него выставили крупные лоты из социальных и коммерческих маршрутов. Тем самым малые компании сразу отсекли от самых доходных рейсов.
Когда определились победители, оказалось, что многие из них не смогут гарантировать обещанный пассажирам интервал движения. И тогда победители предложили проигравшим субподряды. Иными словами, не конкурс получается, а рэкет с участием городских властей. И никого не смущает, что новые правила игры противоречат федеральному законодательству. Чтобы заниматься извозом, скажем, от метро до магазина и обратно, достаточно получить федеральную лицензию на предпринимательство. Если общественный транспорт плохо ходит, если есть спрос на услуги, почему бы не заполнить свободную нишу?
Однако такое положение дел не устраивает чиновников. Председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк убедил вице-губернатора Петербурга Олега Виролайнена в том, что никому из тех, кто ездит по трассам вне конкурса, спуску давать нельзя. Любой маршрут должен быть согласован с городскими властями. Дескать, маршруты - `интеллектуальная и техническая собственность города`. Власть вправе защищать ее...
В такой ситуации председатель ЗС Петербурга Вадим Тюльпанов проявил здравый смысл: согласно поправкам штрафовать надлежит только тех частников, кто ездит по маршрутам, совпадающим с выставленными на конкурс. По сути - за то, что перевозчик использует номер маршрута как торговую марку, которая ему не принадлежит. За это можно наказывать. Но нельзя же карать за сам факт транспортировки пассажиров по федеральной лицензии. Про это ничего не сказано в федеральных законах.
На эти грабли прежде уже натыкались власти Петербурга. И тогда ряд перевозчиков, не найдя общего языка с прежним руководством Комитета по транспорту, одно время ездил вообще без согласования своих маршрутов с городскими властями. В принципе так могли поступить и остальные коммерческие перевозчики. Но до недавнего времени они предпочитали компромисс с властями. Ведь все понимают: сеть перевозок лучше согласовать на официальном уровне, чем делить рынок нелегально.
Теперь оказывается, что чиновники хотят регулировать не только сети перевозок, но и бизнес частных компаний. И кто же тогда выгадает от реформы? Наверное, не пассажиры. Ведь автобусов на улицах Петербурга не станет больше.
Конкурсы имеют смысл, когда предложение на рынке превышает спрос. Тогда можно с его помощью вывести из оборота часть автобусов. Хотя не проще ли просто подождать, пока выбор сделают сами пассажиры? Если можно, скажем, ездить в `мерседесах`, которые ходят через каждые 5 минут, то кто за ту же цену сядет в `Газели`? |