В Петербурге во дворце Белосельских-Белозерских 31 марта подведены итоги конкурса `Резонанс`, который прошел в рамках проекта `Мастер-цех` по поддержке и развитию профессионального мастерства специалистов средств массовой информации
Конкурс журналистского мастерства `Резонанс` не похож на другие конкурсы на лучшие публикации в прессе и передачи в эфире: на нем нет привычного жюри.
Победителей определяют по силе общественного резонанса, который вызвали материалы. Иными словами, важно, не как написан текст или снят сюжет, а как его восприняла аудитория - читатели, слушатели, зрители.
Как измерить резонанс?
Для этого в Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада, которая является ассоциированным членом общенациональной Гильдии издателей периодической печати, воспользовались общепринятыми на международном рынке методиками.
Одна из них - оценка откликов, которые вызвал журналистский материал у читателей. В этой номинации обратили на себя внимание статьи в газетах `Час Пик` (по результатам экспертного опроса населения) и `Мой район` (по числу зафиксированных звонков и писем).
Вторая методика основана на он-лайновой статистике - показаниях счетчиков посещения Интернет-сайтов электронных СМИ. Максимальный результат зафиксирован на портале `Фонтанка.ру`. Как показали исследования, интересы широкой аудитории смещаются от чтения материалов о политике и жизни олигархов к тематике обыденной жизни. Посетители сайтов хотят, чтобы в СМИ их понимали, а не учили жить.
Самым сложным было выявить `температуру` реакции общества третьим методом - путем анкетирования журналистов-профессионалов. То есть им предстояло оценить работу коллег по цеху. Оказалось, что журналисты образуют малые, достаточно замкнутые группы, в каждой из которых был назван свой претендент на награду. Потому их было много - свыше сотни.
По частоте упоминания имен журналистов премия в этой номинации досталась сотруднику журнала `Пульс`. Но, судя по всему, организаторам конкурса предстоит найти более эффективный метод выбора победителей при опросе самих журналистов.
Кульминацией конкурса стала процедура определения обладателя Гран-при. Судьба главного приза решалась прямо в зале дворца Белосельских-Белозерских, где на церемонию подведения итогов собрались несколько сотен представителей СМИ. Им и было предложено сделать окончательный выбор из пяти кандидатур, прошедших предварительный отбор.
Максимальное число баллов набрала корреспондент агентства `Фонтанка.ру` Елена Гусаренко за публикацию `Пешехода убили бейсбольной битой`, размещенную во Всемирной Паутине.
Индикаторы развития рынка СМИ
Результаты первого конкурса `Резонанс` оказались для кого-то неожиданными, а для кого-то - закономерными. В любом случае его итоги заслуживают изучения, потому что они отражают настроения в обществе, а значит, служат реальными индикаторами развития рынка СМИ.
- Сейчас, к сожалению, в России степень доверия людей как к политическим и общественным институтам, так и к СМИ снижается, - сказал президент `Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` Александр Евсеев. - Поэтому мы попытались понять, что же хотят получить на медиа-рынке читатели. Мы готовы откликнуться на потребности людей, читающих периодику. Это важно для развития издательского дела. Это существенно и для формирования того самого гражданского общества, которое хотят построить в стране. Вопрос в том, как точнее настроить общенациональную шкалу ценностей, на которую предстоит ориентироваться.
Объединившись, издатели сделали первый шаг в поддержке тех, на ком держится рынок СМИ, - журналистов. В 2007 году премии `Резонанс` вручат авторам материалов, обративших на себя внимание публики в 2006 году. А чтобы оценки были объективными, намечено создать сайт, где редакции Северо-Запада смогут размещать материалы своих изданий для открытого обсуждения всеми, кто захочет высказать о них свою точку зрения. |