В Петербурге в начале апреля в рамках `Вильнюсских встреч` высадился внушительный десант бизнесменов из столицы Литвы. В основном они представляли финансовый и банковский сектор, ряд ведущих промышленных предприятий, а также Международную торговую палату Литвы
Интерес к быстро растущему российскому рынку в кулуарах встреч литовские бизнесмены объясняли достаточно откровенно: внутри ЕС конкуренция гораздо жестче, чем на восточном направлении, где можно предлагать товары, устойчивый спрос на которые уже проверен временем. Работу с россиянами облегчает знание их менталитета и, что особенно важно, языка. Многие, как оказалось, окончили ленинградские вузы и приехали в Петербург впервые после длительного перерыва.
Возглавлявший делегацию мэр Вильнюса Артурас Зуокас не был в городе на Неве 15 лет и не раз в беседах с журналистами восхищался происходящими во внешнем облике Петербурга переменами. Но на `круглом столе`, посвященном сотрудничеству бизнесменов двух городов, он прагматично приглашал петербуржцев заново открыть для себя Вильнюс.
Четыре года назад принята стратегия развития столицы Литвы, которая позиционирует город как крупный региональный центр, взаимодействующий прежде всего с Ригой, Калининградом, Минском и другими городами в радиусе 300 км от Вильнюса. В этой зоне проживают около 16 млн человек, что примерно соответствует населению всего Северо-Запада РФ.
К этому проекту примыкает еще один - развитие гиполиса Вильнюс-Каунас с населением 1,6 млн человек, где сосредоточен основной экономический потенциал Литвы. Объем валового продукта этой зоны равен объему ВП всей Эстонии. Проект предполагает формирование там логистического центра европейского масштаба, который будет обслуживать интересы бизнеса не только Литвы, но и соседних Белоруссии и России.
Сейчас завершается работа над второй редакцией общего плана развития самого Вильнюса, где четко выделен ряд основных направлений. Среди них - развитие центров бизнеса и рекреации, создание многофункционального культурного центра, реконструкция стадиона `Жальгирис`, развитие правого берега реки Нярис, где за пределами исторического центра города планируют возведение новых высотных домов.
В Вильнюсе решают очень схожие с Петербургом проблемы развития инфраструктуры. Около 300 млн евро будет потрачено до 2009 года на реконструкцию и строительство объездных дорог. Вскоре впервые в истории города на улицах Вильнюса появится трамвай. Подобный проект предполагали реализовать еще в советское время, и благодаря этому сохранилось пространство для организации трамвайного движения. На запуск первой линии будет затрачено 180 млн евро.
Отметим особо тот факт, что 80% средств, идущих на развитие инфраструктуры Вильнюса, выделяют из бюджета Евросоюза.
Возведение объектов культуры и развлечений находится сегодня под особым контролем мэрии Вильнюса. В 2009 году город станет культурной столицей Европы, в нем пройдет множество разнообразных мероприятий. В частности, в ходе визита в Петербург Артурас Зуокас обсудил с Михаилом Пиотровским участие Эрмитажа в этом празднике европейской культуры.
Не менее подробно литовским гостям были представлены возможности инвестирования в петербургские проекты.
По итогам встреч у бизнесменов вопросов друг к другу и к властям только прибавилось. Но это уже вполне конкретный интерес, за которым стоит желание поработать с прибылью на рынке соседней страны, когда власти обещают политические риски свести к минимуму. |