Согласно исследованиям специалистов компании `Про-Инвест Консалтинг` при поддержке рейтингового агентства `Эксперт РА`, с 1999-го по 2003 год мебельная отрасль росла в среднем на 17% в год. В качестве основного фактора, обуславливающего такой высокий темп, помимо общего развития экономики, эксперты называют насыщение внутреннего рынка качественным сырьем и оборудованием
Кроме этого, российский внутренний рынок мебели очень емок, а спрос не удовлетворен. По различным оценкам, средний уровень потребления мебели на душу населения в России составляет около $10 в год, а аналогичный средний показатель в странах Евросоюза в 2004 году достиг 260 евро.
Очевидно, что внутренний российский рынок способен поглотить в несколько раз больше мебельной продукции, чем сейчас. Эксперты прогнозируют его дальнейший достаточно активный рост: в 2006 году он составит от 5% до 10%.
Новички
не робкого десятка
Главная особенность сегодняшнего состояния рынка - активный его передел в пользу молодых компаний. Подвальные в буквальном смысле мастера, готовые демпинговать, вполне в состоянии составить конкуренцию старожилам рынка.
Но уже начался процесс укрупнения компаний, серьезные игроки захватывают все большие доли рынка, в итоге мелким предприятиям придется либо уходить в более узкие ниши, где они смогут иметь преимущество, либо вливаться в более крупные компании.
Основные лидеры рынка стремятся к непрерывному расширению своих сетей (в том числе в регионах) и завоеванию большего числа потребителей. Один из методов борьбы - проведение маркетинговых исследований, позволяющих наиболее точно отвечать потребностям целевой аудитории.
- Мы проводим исследование рынка перед внедрением новинок с целью узнать, насколько вообще эти технологии будут востребованы у нашего покупателя, - пояснил Александр Нестерович, коммерческий директор компании `ДОК 17`.
Сегодня компании ориентируются не столько на оптового заказчика, который гарантированно принесет предприятию крупную прибыль, сколько на конкретного клиента. Для укрепления своих позиций на рынке компании выбирают разные пути: стремятся расширить и улучшить производство, или же уменьшают норму прибыли и снижают цены.
Кто сидел
на моем стуле?..
Естественно, на российском мебельном рынке присутствуют и зарубежные компании. До 2005 года доля импортной мебели неуклонно росла, что для отечественных производителей являлось дополнительным стимулом к развитию. Российские компании и сейчас заимствуют у иностранных коллег новинки, которые у нас входят в моду несколько позже, чем в Европе; многие фирмы работают с импортными материалами. Модели производимой мебели во многом схожи, поэтому в борьбе за клиента ставятся разные акценты в зависимости от ситуации: или качество, или цена.
По соотношению долей рынка наших и иностранных предприятий в 2005 году оценки разнятся, так как разные эксперты используют различные единицы измерения рынка и системы классификации, но большинство маркетологов приходят к выводу, что сейчас доминирует отечественное производство.
Стулья надо ковать,
пока они горячи!
Постепенно меняется потребительское поведение: цена все чаще перестает быть решающим фактором при совершении покупки, на первое место выходят качество и престижность мебели. В то же время остается и, скорее всего, сохранится в ближайшее время крупный сегмент рынка, где цена играет ключевую роль. К таковым, например, относится рынок операторских кресел и стульев для посетителей.
Для завоевания потребителей некрупным производителям стульев приходится использовать дешевые материалы, увеличивать сбыт неценовыми методами: предоставлять дополнительные услуги, длительную гарантию, предлагать различные нетрадиционные цветовые решения.
Кому нужен
славянский шкаф?
Экспорт мебели отечественного производства остается на низком уровне: в структуре продаж на мировом рынке Россия занимает всего несколько десятых долей процента. Объем экспорта нашей мебели находится сейчас на уровне $150-170 млн в год. Тем не менее некоторые российские и совместные предприятия активно работают на экспорт. Среди них - `Электрогорск Мебель`, `Ленраумамебель`, Поволжский фанерно-мебельный комбинат, `ДОК 17`.
За годы реформ Россия потеряла один из своих главных экспортных рынков - страны СНГ, не успев завоевать прочные позиции на новых. Однако несколько крупных покупателей все же осталось: Казахстан, Белоруссия, Украина. Мебель идет также в Германию, Францию, Швецию, Финляндию, Италию. Примерно 50% экспортных поставок в 2004 году осуществлялось по контрактам компании `ИКЕА`.
Незавидное положение России на мировом мебельном рынке обусловлено плохим техническим оснащением российских производств, отставанием от общемировых тенденций мебельной моды, отсутствием необходимых сертификатов качества продукции (ISO-9001).
Объем производства мебели
в Российской Федерации
Год Сумма (млрд. $)
2003 1,2
2004 1,8
2005 2,0
СПРАВКА
В 2004 году на мебельном рынке России действовало 2820 предприятий, в 2005 году - 5400. На долю 465 крупных компаний приходится 80% всего производства мебели в стране |