Вузы прекратили масштабные эксперименты в плане новых факультетов, кафедр и специальностей. На смену идет модернизация уже имеющихся
Пик новаторства пришелся на первую половину 1990-х годов, когда практически все технические и технологические вузы открывали гуманитарные и экономические факультеты, а гуманитарные, экономические и творческие вузы расширяли прежний диапазон специальностей за счет новых направлений, потребность в которых пришла вместе с рыночной экономикой.
В последние годы вузовское сообщество осознало: критический вес нововведений набран. Реальная задача сделать то, что есть, максимально соответствующим требованиям рынка, точнее - работодателей и студентов. Последние мало-помалу тоже становятся разборчивыми и начинают реагировать не только на моду или громкое имя, но и на суть предлагаемого образования.
- По оборонным направлениям мы несколько лет назад провели серьезную реформу и распределили бывшие специальные кафедры по обычным факультетам с учетом их научной направленности. Таким образом, в институте уже давно не читают секретные лекции - чтобы не ограничивать права личности, - говорит ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Анатолий Дудырев. - Если студент прослушает лекцию с грифом `секретно` - как он сможет, к примеру, поехать за границу? Сегодня незачем ограничивать человека в свободе передвижения - все равно и гражданские, и военные технологии основаны на одних и тех же фундаментальных знаниях. Поэтому все наши специальности сегодня открытые.
Конверсия некогда ориентированных на ВПК вузов становится одним из условий дальнейшего выживания. Пересмотру и дополнению при этом подвергаются как учебные планы, так и круг партнеров и базовых предприятий.
- Балтийский государственный технический университет, традиционно работавший на военно-промышленный комплекс, сегодня готовит специалистов и для самых динамичных гражданских отраслей, таких как лазерная техника и лучевая энергетика, робототехника и мехатроника, информационные технологии и машиностроение, - сказал начальник управления довузовской подготовки и приема БГТУ `Военмех` Дмитрий Леонидович Федоров. - Совместно с крупными промышленными предприятиями, такими как `Звездочка`, `Арсенал`, `Фесто`, `Уралвагонзавод`, открываем новые кафедры, учебные центры, лаборатории.
Активное внедрение потенциальных работодателей в учебный процесс - один из эффективных способов сделать образование более близким к реальной экономике. Не секрет ведь, что многие преподаватели не имеют даже приблизительного понятия о том, что сегодня востребовано той или иной отраслью, к работе в которой они готовят будущих специалистов.
- В вузе, где я учился в 1990-х годах, читали курс организации планирования и управления производством, - вспоминает руководитель одной из петербургских компаний, занимающейся компьютерными технологиями. - Фактически это был курс практической истории советской экономики: нас учили рассчитывать рентабельность предприятия с учетом стоимости перфокарт и электричества для работы ЕС ЭВМ, которые уже давно нигде не использовались. Но его читал уважаемый преподаватель, которого, видимо, не хотели обижать.
Со своей стороны, представители бизнеса надеются сделать обучение более динамичным и не перегруженным ненужными дисциплинами и курсами.
- В университетах читают много лишних предметов, которые считаются классическими для каждого вуза, но при этом в практической жизни будут не нужны абсолютному большинству студентов, - считает директор петербургского филиала корпорации Borland Андрей Иванов. - Так что если как следует прочистить учебные курсы, то, даже сохранив мощную теоретическую базу, которая была в советское время, можно серьезно сократить время на обучение.
Наша газета уже писала о том, что в Петербурге Borland сделала свой вклад в решение кадровой проблемы, создав на базе Университета информационных технологий, механики и оптики собственную академию, где обучаются будущие программисты.
Этот пример, пока, к сожалению, относящийся к числу единичных, показывает второй мотив, побуждающий вузы активнее сотрудничать с бизнесом: возможность изыскать дополнительные средства на подготовку специалистов. Тема тем более актуальная на фоне не слишком быстро растущего рынка образовательных кредитов.
- Мы несколько раз вели переговоры с банками, участвуем в нескольких кредитных программах, но пользуются ими лишь единицы. Сегодня в приемной комиссии каждый абитуриент имеет возможность узнать, какими кредитными программами можно воспользоваться в том случае, если не удастся поступить на бюджетные места: но процентные ставки пока очень высокие, и, думаю, что недоверие к банкам пока очень велико. Чаще случается, что родители абитуриентов находят предприятие, которое соглашается оплачивать их обучение, - поясняет ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Константин Борисенко. |