В РФ в отвалах и мусорохранилищах накоплено около 80 млрд тонн твердых отходов, из которых более 1,4 млрд тонн токсичны. Основную долю мусора производят крупные города. В частности, по данным Петростата, в Петербурге ежегодно образуется не менее 6,5 млн кубометров твердых бытовых отходов, из которых перерабатывают только четверть, а остальное хоронят на спецполигонах Ленинградской области
Кроме того, по оценкам Гринпис, в Ленобласти возникло около тысячи диких свалок, куда незаконно вывозят городской мусор. Считается, что норма накопления мусора в Петербурге на человека -1,3 кубометра в год. Однако в Москве она установлена почему-то в 1,6 кубометра.
Для сравнения: в мегаполисах США отходов производят вчетверо больше. Отсюда можно предположить, что незаконными способами в Петербурге избавляются, как минимум, от такого же количества мусора, сколько его, по официальным отчетам, перерабатывают. Отходы не только вывозят за город. Часть их просто сжигают.
Кто греет
руки на кострах
Известно, что многие площадки у жилых домов на окраинах города превратились в мини-свалки. Жилищники объясняют замусоренность дворов тем, что граждане мало платят за его вывоз. Однако если перемножить действующие ставки на количество жителей Петербурга, то сумма окажется внушительной. Даже если сделать поправку на то, что не все исправно платят.
Вопрос в том, как расходуют средства. Ответить на него сложно, потому что в Петербурге этот бизнес контролируют три компании, которые представляют автопарки - наследники хорошо всем знакомого `Спецтранса`. Формально на рынке есть конкуренция. На деле выбора для заключения подрядов на вывоз мусора нет.
Потому компании, специализирующиеся на вывозе мусора, сами себе и устанавливают правила работы. Чем больше рейсов, тем больше доход. И, стало быть, никто не заинтересован в том, чтобы повышать загрузку машин. Нередко можно видеть, как водители выгребают из баков-контейнеров излишки мусора прямо на асфальт и уезжают полупустыми.
Естественно, дворникам приходится подбирать бытовые отходы, привезенный на смену свободный контейнер быстро заполняется вновь. И гражданам вскоре некуда складывать мусор. Чтобы не плодить крыс, жилищникам ничего не остается, как подряжать бомжей на уничтожение излишков в пламени костров...
Почему же на рынке вывоза мусора нет конкуренции? Очевидно, дело в условиях доступа на него частных компаний. Конкурсные процедуры скорее закрывают вход на него посторонним, чем открывают.
А ведь переработка мусора может приносить тройную выгоду. Во-первых, средства от госзаказа. Во-вторых, фирмы, занимающиеся уборкой, получают налоговые льготы. В-третьих, перевозчикам могла бы доставаться часть средств от утилизации отходов, если бы за этим наладить контроль и внедрить современные технологии переработки.
Планов - громадье.
Но за чей счет?
Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами была одобрена правительством города в августе 2005 года. В ее основу легли те же идеи, что выдвигал Петербургский научный центр РАН в 2002-м.
Правда, с тех пор реализация проектов заметно подорожала. Потому программу теперь оценивают не менее чем в 13,5 млрд руб., из которых финансирование из городского бюджета - всего 320 млн руб., а остальное - средства инвесторов. На них можно построить 2 новых и реконструировать старые мусороперерабатывающие заводы.
В частности, Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов будет модернизирован, а к МПБО-2 пристроят вторую очередь. Два действующих мусорных полигона реконструируют и возведут два новых.
До конца 2006 года в Жилкомитете Петербурга обещали разработать схемы санитарной очистки Петербурга, учета вывоза мусора, подготовить законопроект `Об обращении с отходами` и программу использования мусора.
Председатель Жилкомитета Юнис Лукманов предложил для контроля за оборотом мусора создать управляющую компанию, контрольный пакет которой принадлежал бы городу.
В Петербургском научном центре РАН полагают, что увеличение доли переработки отходов могло бы ежегодно давать дополнительно 680 кВт . ч электроэнергии, вдесятеро уменьшить выделение в атмосферу ядовитого метана, вдвое сократить территорию свалок и впятеро уменьшить объемы мусора, вывозимые на полигоны.
Все это выглядит замечательно. Однако беспокоит, что к экспертизе проектов был привлечен ограниченный круг специалистов. Между тем не все из них придерживаются одинакового мнения, - что целесообразно реконструировать, а что - закрывать, если в Петербурге не хотят в будущем экологической катастрофы.
Кроме того, нет гарантий, что строительство нового мусороперерабатывающего завода на севере города не обернется ростом тарифов для населения.
Мусор дает тепло
В Петербурге только декларируют идею, что в идеале все бытовые отходы должны подвергаться переработке, но не указывают пути, которые ведут к подобному результату. А ведь на Западе накоплен богатый опыт в этом плане. В частности, часть мусора уже используют как биотопливо. Ведь современные мини-котельные, где такое топливо сгорает в тлеющем режиме, почти такие же экологически чистые, как их аналоги, которые работают на газе.
Те костры, которые ежедневно пылают на площадках для складирования отходов у петербургских домов, могли бы обеспечить теплом и электричеством, как минимум, несколько микрорайонов. Но такого оборудования не выпускают в РФ. У отечественных предприятий нет и стимулов для создания аналогов зарубежных систем. Нет и нормативно-правовой базы для их эксплуатации.
Ежегодные Объемы вывоза мусора, снега
и площади свалок, образуемых деятельностью Петербурга
Отходы бытовые, млн кубометров 6,5
Отходы производственные, млн кубометров 1,8
В том числе строительные, млн кубометров 1,4
Вывоз грязного снега, млн кубометров 0,8
Площадь свалок, га 665
|