Основная доля контейнеров приходится на ЗАО `Первый контейнерный терминал` (`ПКТ`). Еще несколько лет назад рубеж в 500 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) для ее владельцев казался фантастическим. А в 2005 году он увеличился до 722,43 тыс. TEU (+36% к 2004-му). Причем переработка выросла в основном за счет интенсификации обработки контейнеров, ускорения их оборота на территории терминала, улучшения логистических схем транспортировки и складирования грузов, упакованных в стальные `ящики`.
Выйти на новый рекорд
ничто не мешает?
Судя по данным, представленным в ООО `Национальная контейнерная компания`, которая контролирует `ПКТ`, удалось более четко организовать подвоз контейнеров сухопутными маршрутами и увеличить тоннаж флота, подаваемого под обработку к причалам.
Значительную прибавку дали рефконтейнеры, перевалка которых выросла до 91,26 тыс. TEU. Под них была реконструирована рефрижераторная площадка, увеличен железнодорожный фронт, оптимизирована схема подвоза и разгрузки автопоездов, закуплена дополнительная более производительная перегрузочная техника.
В планах `ПКТ` - выйти в 2006 году на новый рекорд в 900 тыс. TEU. Не исключено, что и его удастся преодолеть: ведь и в 2005-м темпы роста грузоперевалки прогнозировали примерно на треть скромнее. Потому в компании решено увеличить инвестиции в реконструкцию терминала. Спланировано освоить территории, прилегающие к причалам на III районе бывшего Ленинградского морского торгового порта, построить новый сервисный центр и закупить 8 мощных автопогрузчиков и 3 перегружателя.
Для учета и управления контейнерооборотом в середине 2006 года намечен ввод новых модулей информационной системы.
У финских инвесторов -
свои интересы в порту
Интенсивно развивается и ООО `Моби Дик`, где в 2005 году сумели увеличить перевалку до 111,88 тыс. TEU (+40%). Этот терминал создавали совместно с ООО `Контейнершип`. Само название фирмы говорит о ее тесной связи с известной финской компанией Containerships Ltd OY.
Пробная обработка контейнеров началась двумя финскими перегружателями RTG в августе 2002 года. Поначалу планировали освоить все выделенные компании участки порта Кронштадт, чтобы в 2007 году выйти на оборот 500 тыс. TEU.
Однако потом инвесторы, столкнувшись с административными барьерами в РФ, притормозили проекты. И только теперь вновь активизировали работу. Потому на намеченный рубеж выйдут не раньше 2010 года. Одним из факторов, сдерживающих развитие терминала, служит отсутствие железнодорожной ветки.
Увеличение контейнерооборота сопровождается капиталоемкими проектами в логистику: недавно было объявлено о намерении Containerships инвестировать $70 млн в строительство тылового распределительного терминала в Янино (Всеволожский район Ленобласти). Туда контейнеры будут поступать, в частности, по стальным магистралям. На терминале хотят не только перегружать и накапливать грузы, но выполнять сопутствующие услуги. С терминала в Янино контейнеры планируют транспортировать автопоездами, образуя смешанную цепочку перевозок. К вводу в строй этого комплекса и приурочивают набор оборотов на морских причалах в Кронштадте.
Другие стивидоры
тоже не дремлют
Обрабатывают контейнеры также и другие стивидоры Большого порта Санкт-Петербург: в частности в ОАО `Петролеспорт`, на территории группы компаний ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, а также на причалах `Северной верфи` и Василеостровского грузового района. Причем `Петролеспорт` в последнее время позиционирует контейнерный бизнес как один из важнейших направлений развития.
Прогноз перевалки контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург до 2025 года в сравнении с 2003-м (оптимистический сценарий)
Ед. 2003 г. 2015 г. 2025 г.
Млн тонн 7,51 27,50 38,50
Тыс. TEU 656 2500 3500 |