Весна - время рейтингования логистических операторов РФ. Его проводит консалтинговая компания `КИА центр` совместно с Национальной логистической ассоциацией и Ассоциацией российских экспедиторов уже в четвертый раз
Проект нацелен на исследование российского рынка логистических услуг по методике, аналогичной тем, которыми пользуются в странах ЕС и одобрены Европейской логистической ассоциацией.
Рейтингование - дело добровольное. В нем может принять участие любая компания, которая использует логистические методы в управлении цепочками поставок, складированием и грузоперевозками.
Кадры решают все
Однако рейтингование, как считает руководство `Национальная логистическая компания`, которая числится в списке лидеров `КИА центра`, - повод для обсуждения проблем, накопившихся в отрасли. В частности, связанных с кадрами. Еще несколько лет назад в России практически не было специалистов по логистике. Ведущие вузы, а также центры переобучения лишь недавно стали развивать программы подготовки кадров для сферы логистики.
Но до сих пор нет единых критериев подготовки работников, способных управлять всей цепочкой поставок, не хватает квалифицированных преподавателей, есть сложности с практическими занятиями обучающихся: компаний с логистическим сервисом, сертифицированным по международным стандартам, слишком мало даже в Москве и Петербурге.
Неудивительно, что многие сетевые операторы, стремящиеся работать по-западному, вынуждены готовить топ-менеджеров за рубежом.
Консультантам `КИА-центр`, в свою очередь, хочется лучше понять те процессы, происходящие на транспортном рынке, состояние которого разные участники оценивают противоречиво - в зависимости от собственных представлений о логистике. Это указывает на то, что рынок находится пока в стадии развития. Тем не менее список участников рейтингования год от года растет, увеличиваются их потенциал для привлечения инвестиций и техническая оснащенность.
Соединим колеса
с прилавком
С 2004 года наблюдается тенденция передачи ориентированными на западные технологии производственными и дистрибуторскими компаниями части логистических функций в аутсорсинг спецоператорам. Это подтверждают и в Национальной логистической ассоциации. И все же отдельные логистические элементы в РФ никак не могут сложиться в мозаику сквозного сервиса.
Как создать благоприятные условия для бизнеса? Рецепты предлагают разные - от выращивания в РФ крупных транспортно-экспедиторских групп до усиления интеграции с западными операторами, которые принесут с собой новые технологии на внутрироссийский рынок.
Нет единства взглядов даже в Минтрансе РФ, перед которым поставлена задача создания системы логистических центров с постоянным пополнением ее все новыми распределительными терминалами.
Правда, если раньше чиновники заботились исключительно о дирижировании транспортными грузопотоками и о координации смешанных перевозок, то начиная с 2005 года они заговорили о необходимости их стыковок с розничными торговыми сетями. Уже прогресс! Осталось понять, как регулировать взаимодействие этих двух систем.
Бег вслед
за транзитом
Не дает покоя Минтрансу РФ и вопрос о евроазиатском транзите. Ведь не за горами очередной международный форум. На III Евроазиатской конференции в Петербурге было принято немало актуальных решений. Но многие ли из них выполнены?
Рынок почему-то оказывается инертен в транзитной логистике. Он со скрипом наполняет те международные транспортные коридоры, которые проходят по территории РФ, контейнерными грузами. Их доля в целом по РФ от всех грузоперевозок, по данным компании `Русская тройка`, не превышает 5%. И сложно понять, отчего сервисное обслуживание контейнера в РФ оказывается для грузовладельца вчетверо дороже, чем в Китае или в Южной Корее...
В России слишком много природных богатств. На их добычу направляют основные затраты. При этом государство в первую очередь заботит, чтобы их вывезти, доставить потребителям и продать излишки на экспорт. А о цене транспортной составляющей, с сожалением заметили в компании Maersk, до сих пор многие и не задумываются.
Логистика способна сберечь в среднем 5%-10% от расходов на доставку грузов. Однако этой экономией пока ряд грузовладельцев пренебрегает. Хотя в масштабах РФ снижение транспортных расходов даже на несколько процентов - это миллиарды долларов.
Грузооборот морских портов РФ в 2005 году
В 2005 г.,млн тонн К 2004 г.
Всего грузов по РФ 406,97 +11,8%
В том числе наливных 233,70 +13,0%
Всего грузов по СЗФО 178,40 +17,9%
В том числе наливных 106,70 +24,7%
Источник - Минтранс РФ |