В 2006 году в ОАО `РЖД` намерены вложить в развитие железнодорожной инфраструктуры 1,4 млрд руб. Увеличение объема инвестиций связано с тем, что российские транспортные системы в ближайшем будущем могут не справиться с тем ростом грузопотоков, который ожидают к 2010 году
Кроме того, в ОАО `РЖД` планируют осуществить ряд проектов, связанных со строительством новых дорог. В частности, на Северо-Западе РФ это участок пути Каменногорск - Приозерск - Лосево. Правда, собственных средств компании на такой проект не хватит. Потому железнодорожники надеются на долю из федерального Инвестиционного фонда.
Кроме того, задают темпы развития инфраструктуры в СЗФО отечественные морские терминалы. Среди тех, кто нуждается в усилении железнодорожных подходов - порты Усть-Луга и Высоцк. В этих проектах заинтересованы в первую очередь угольщики Кузбасса, которым требуется сквозной коридор через Северо-Запад для пропуска экспортных грузопотоков. Ведь спрос на энергетический уголь в связи с удорожанием нефтепродуктов на мировом рынке возрастает.
Стивидоры Усть-Луги нацелились в 2006-м обработать 4 млн тонн угля. Но для этого понадобится построить стальную магистраль на Веймарн, которая спрямит путь, и обустроить путевое хозяйство предпортовой станции Лужская. Сметная стоимость пускового комплекса без систем управления движением и электроснабжения - 501,5 млн руб.
В 2006-м инвестиции в развитие порта Усть-Луга могут превысить 8 млрд руб., что связано с намерениями компаний `Зарубежнефть` и `Сибур` начать весной строительство 2 новых перевалочных комплексов в Усть-Луге. Чтобы обеспечить дальнейший рост грузооборота, железнодорожникам придется запланировать инвестиций значительно больше, чем в 2005-м.
Дополнительным стимулом развития порта, как считают президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин и министр транспорта РФ Игорь Левитин, может стать создание ОЭЗ в Усть-Луге. Однако пока законодательство России не предусматривает существование особых и свободных портовых зон.
Как только появится соответствующее распоряжение Правительства РФ, в ОАО `Компания Усть-Луга` готовы участвовать в конкурсе на создание ОЭЗ.
Из тонн не отожмешь маржу
Грузооборот российских стальных магистралей увеличивается пропорционально ВВП. Соответственно в 2006-м ожидают некоторое замедление темпов роста. Правда, и такая динамика вызывает опасения экспертов: ведь сегодня суточная погрузка превысила те рекорды, которые были достигнуты в начале 1990-х. Однако с тех пор кардинальных перемен в путевом хозяйстве не произошло. Основные средства вкладывали в автоматику, системы энергоснабжения и связи. В последние годы увеличились инвестиции в модернизацию и приобретение подвижного состава.
Еще до образования ОАО `РЖД` специалисты МПС России и отраслевых НИИ обращали внимание на 40-70%-й износ путевого хозяйства страны. Но на работы по реконструкции путей средства всегда выделяли по остаточному принципу.
Что дают, то и везут
Железнодорожники поставлены в непростые условия: с одной стороны, они вынуждены увеличивать инвестиции, а с другой - перевозить весомые, но низкодоходные грузы. Доля же высокодоходных грузов, по данным ЦФТО ОАО `РЖД`, не только не увеличивается, но и сокращается. Ведь прирост погрузки в группе низкодоходных грузов оказывается выше.
Выгодно перевозить черные металлы. Но их экспорт в 2005 году уменьшился. Соответственно снизились доходы ОАО `РЖД`. По этой же причине на 13% сократились перевозки коксующихся углей, который считают среднедоходным грузом. Причем падение его погрузки - двойной удар: ведь одновременно в ОАО `РЖД` теряют и кокс, который вывозят для металлургов с обогатительных фабрик. К этой же категории относят лес, зерно и цветные руды.
Другая потеря - снижение в 2005 году доли импорта до 16,7% (-0,4% к уровню 2004-го). Впрочем, выручает рост экспорта (+3,6%): вдвое больше отправляют за рубеж хлебных грузов, на 23,4% - строительных и на 15,3% - лесных грузов. Экспорт каменного угля вырос на 7,8%, железорудного сырья и минеральных удобрений - на 7,2% и 5,9% соответственно.
Куда приедем?
В ОАО `РЖД` так энергично стимулировали частные компании приобретать подвижной состав, что сегодня значительная часть высокодоходных перевозок ушла к тем игрокам, которые им обзавелись и возят грузы самостоятельно. Например, больше половины нефти транспортируют в `приватных` цистернах. Таким образом, на долю перевозок в вагонах и цистернах общего пользования остаются, как правило, низкодоходные грузы.
В ближайшей перспективе, как это предписывают планы реформирования отрасли, из ОАО `РЖД` намечено вывести перевозочную составляющую. Иными словами, за рамками ОАО `РЖД` окажется весь бизнес, который приносит прибыль. Останутся объекты, содержание которых - одни расходы. Тогда откуда путейцы возьмут средства для модернизации и развития инфраструктуры общего пользования?
Вот почему укрепление путевого хозяйства сейчас приобретает особое значение. Завтра решение этой проблемы, скорее всего, целиком ляжет на госбюджет и Инвестфонд, который вообще-то не бездонный.
Динамика Грузооборота ОАО `РЖД`
Год Грузооборот, млрд тонн К предыдущему году, %
2005 1,27 +4,0%
2006 (план) 1,30 +2,8% |