Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Поезда грузят инвестициями - ЭиВ N 11 (597)
ТРАНСПОРТ
Поезда грузят инвестициями
No. 11 (597) 27.03.2006
Александр ВОЕВОДИН
В 2006 году в ОАО `РЖД` намерены вложить в развитие железнодорожной инфраструктуры 1,4 млрд руб. Увеличение объема инвестиций связано с тем, что российские транспортные системы в ближайшем будущем могут не справиться с тем ростом грузопотоков, который ожидают к 2010 году



Кроме того, в ОАО `РЖД` планируют осуществить ряд проектов, связанных со строительством новых дорог. В частности, на Северо-Западе РФ это участок пути Каменногорск - Приозерск - Лосево. Правда, собственных средств компании на такой проект не хватит. Потому железнодорожники надеются на долю из федерального Инвестиционного фонда.

Кроме того, задают темпы развития инфраструктуры в СЗФО отечественные морские терминалы. Среди тех, кто нуждается в усилении железнодорожных подходов - порты Усть-Луга и Высоцк. В этих проектах заинтересованы в первую очередь угольщики Кузбасса, которым требуется сквозной коридор через Северо-Запад для пропуска экспортных грузопотоков. Ведь спрос на энергетический уголь в связи с удорожанием нефтепродуктов на мировом рынке возрастает.

Стивидоры Усть-Луги нацелились в 2006-м обработать 4 млн тонн угля. Но для этого понадобится построить стальную магистраль на Веймарн, которая спрямит путь, и обустроить путевое хозяйство предпортовой станции Лужская. Сметная стоимость пускового комплекса без систем управления движением и электроснабжения - 501,5 млн руб.

В 2006-м инвестиции в развитие порта Усть-Луга могут превысить 8 млрд руб., что связано с намерениями компаний `Зарубежнефть` и `Сибур` начать весной строительство 2 новых перевалочных комплексов в Усть-Луге. Чтобы обеспечить дальнейший рост грузооборота, железнодорожникам придется запланировать инвестиций значительно больше, чем в 2005-м.

Дополнительным стимулом развития порта, как считают президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин и министр транспорта РФ Игорь Левитин, может стать создание ОЭЗ в Усть-Луге. Однако пока законодательство России не предусматривает существование особых и свободных портовых зон.

Как только появится соответствующее распоряжение Правительства РФ, в ОАО `Компания Усть-Луга` готовы участвовать в конкурсе на создание ОЭЗ.



Из тонн не отожмешь маржу

Грузооборот российских стальных магистралей увеличивается пропорционально ВВП. Соответственно в 2006-м ожидают некоторое замедление темпов роста. Правда, и такая динамика вызывает опасения экспертов: ведь сегодня суточная погрузка превысила те рекорды, которые были достигнуты в начале 1990-х. Однако с тех пор кардинальных перемен в путевом хозяйстве не произошло. Основные средства вкладывали в автоматику, системы энергоснабжения и связи. В последние годы увеличились инвестиции в модернизацию и приобретение подвижного состава.

Еще до образования ОАО `РЖД` специалисты МПС России и отраслевых НИИ обращали внимание на 40-70%-й износ путевого хозяйства страны. Но на работы по реконструкции путей средства всегда выделяли по остаточному принципу.



Что дают, то и везут

Железнодорожники поставлены в непростые условия: с одной стороны, они вынуждены увеличивать инвестиции, а с другой - перевозить весомые, но низкодоходные грузы. Доля же высокодоходных грузов, по данным ЦФТО ОАО `РЖД`, не только не увеличивается, но и сокращается. Ведь прирост погрузки в группе низкодоходных грузов оказывается выше.

Выгодно перевозить черные металлы. Но их экспорт в 2005 году уменьшился. Соответственно снизились доходы ОАО `РЖД`. По этой же причине на 13% сократились перевозки коксующихся углей, который считают среднедоходным грузом. Причем падение его погрузки - двойной удар: ведь одновременно в ОАО `РЖД` теряют и кокс, который вывозят для металлургов с обогатительных фабрик. К этой же категории относят лес, зерно и цветные руды.

Другая потеря - снижение в 2005 году доли импорта до 16,7% (-0,4% к уровню 2004-го). Впрочем, выручает рост экспорта (+3,6%): вдвое больше отправляют за рубеж хлебных грузов, на 23,4% - строительных и на 15,3% - лесных грузов. Экспорт каменного угля вырос на 7,8%, железорудного сырья и минеральных удобрений - на 7,2% и 5,9% соответственно.



Куда приедем?

В ОАО `РЖД` так энергично стимулировали частные компании приобретать подвижной состав, что сегодня значительная часть высокодоходных перевозок ушла к тем игрокам, которые им обзавелись и возят грузы самостоятельно. Например, больше половины нефти транспортируют в `приватных` цистернах. Таким образом, на долю перевозок в вагонах и цистернах общего пользования остаются, как правило, низкодоходные грузы.

В ближайшей перспективе, как это предписывают планы реформирования отрасли, из ОАО `РЖД` намечено вывести перевозочную составляющую. Иными словами, за рамками ОАО `РЖД` окажется весь бизнес, который приносит прибыль. Останутся объекты, содержание которых - одни расходы. Тогда откуда путейцы возьмут средства для модернизации и развития инфраструктуры общего пользования?

Вот почему укрепление путевого хозяйства сейчас приобретает особое значение. Завтра решение этой проблемы, скорее всего, целиком ляжет на госбюджет и Инвестфонд, который вообще-то не бездонный.



Динамика Грузооборота ОАО `РЖД`



Год Грузооборот, млрд тонн К предыдущему году, %

2005 1,27 +4,0%

2006 (план) 1,30 +2,8%
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru