Привычная схема рынка мяса птицы `производство-сбыт-потребление` дала серьезный сбой. Под удар попали почти все
Явление гриппа птиц, или, как его принято именовать с подачи большинства СМИ, `птичий грипп`, поразил все возможные вертикали и горизонтали мясного рынка и внес настоящую сумятицу в жизнь производителей, дистрибьюторов, госорганов и потребителей.
Снесла курочка яичко...
Производители и дистрибьюторы сегодня вынуждены продвигать и сбывать настоящий антибрэнд - мясо птицы, ставшее таковым с прошлого года. Особенно остро это чувствуют те, чья специализация ограничивается мясом птицы. На складах скапливаются запасы мяса, которые практически невозможно реализовать, поголовья птицефабрик уничтожают порой целиком, что ведет к их банкротству, не говоря уж о частных хозяйствах.
Спрос на мясо птиц снизился примерно на 30% и как следствие произошло снижение цен на данную продукцию в США, странах ЕС. По России в среднем оптовая цена снизилась на 20 руб. за килограмм. У импортеров падение продаж менее заметно из-за изначально низкой цены, так что от `птичьего гриппа` страдают в основном наши производители.
По данным экспертов, первыми перестали есть птицу люди высокого и среднего достатка. Таким образом, основными потребителями мяса птицы сегодня пока остаются те, чей достаток оценивается как низкий.
Одним российским производителям и дистрибьюторам главным оружием в сбыте мяса птицы видятся реклама и PR, направленные на конечного потребителя. По различным оценкам, суммы, которые будут потрачены на возвращение доброго имени курочке-рябе и ее производным, составят около $14-16 млн. Другие считают, что любых акций нужно избегать, так как они только провоцируют панику; необходимо просто объяснять людям, что пресловутый Н5N1 не опасен, если не употреблять продукцию птицеводства в сыром виде.
Цыплят по осени считают
Госинстанции призывают конечных потребителей не паниковать, разъясняют, что при соблюдении элементарных правил гигиены и тепловой обработке мясо и яйца можно есть. Также сообщается о ряде мер, принимаемых на государственном уровне. Среди них - термическая обработка кормов для птиц, возврат тары, введение запрета на ввоз любой продукции птицеводства из неблагополучных районов, вакцинация, другие противоэпизоотические мероприятия. Все они включены в общую концепцию борьбы с гриппом птиц.
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и госветслужба при участии всех госведомств разработали и утвердили `План мероприятий по предотвращению распространения гриппа птиц на территории Петербурга и Ленобласти` от 16.03.06 и `План мероприятий, направленный на локализацию и ликвидацию очагов гриппа птиц на территории Ленобласти` от 16.03.06.
Проводится разъяснительная работа среди фермеров, так как именно они являются группой риска, а птицефабрики, по утверждению представителей официальных инстанций, имеют многоуровневую защиту, и их постоянно контролируют. В то же время сами представители госорганов предполагают, что информация о принимаемых ими мерах может подтолкнуть СМИ к подогреванию подозрений о более обширных масштабах проблемы, чем было принято говорить до сих пор.
Курочка по зернышку...
СМИ очень активно освещают ситуацию, причем некоторые из них передают не только фактологию, но и озвучивают малейшие подозрения, возникающие у тех или иных `надежных источников`.
Занимая позицию наблюдателей, СМИ в то же время, по словам производителей и представителей госорганов, провоцируют истерию вокруг гриппа птиц, усложняют и без того непростую обстановку. Прозвучали мнения, что `птичий грипп` - это вообще заказная спекуляция заинтересованных лиц.
Побег из курятника
Потребители, пожалуй, остаются единственной категорией участников `птичьего гриппа`, имеющей возможность действовать, основываясь на собственном субъективном мнении: есть или не есть? Многочисленные общественные опросы, результаты которых не раз озвучивались с самых разных трибун, показывают, что потребитель все-таки предпочитает не употреблять в пищу мясо птицы, не разбираясь, откуда оно - из безопасного или карантинного места.
В то же время потребители с низким доходом полностью не отказались от потребления мяса импортной птицы из-за ее дешевизны, потому что наша птица дороже на 10-15%, чем импортная.
Эксперты полагают, что Россия в ближайшее время останется, как и была до `птичьего гриппа`, крупнейшим потребителем мяса птицы в мире по двум причинам. Первая: общий низкий уровень доходов населения. Вторая: предполагаемое банкротство некоторых птицефабрик плюс традиционно более высокие цены на отечественное мясо птицы, чем на ту же продукцию из-за рубежа.
Мнение специалистов
Елена Тюрина,
генеральный директор Института Аграрного Маркетинга:
`Со временем материалы о гриппе птиц прекратятся. Тогда потребление птицы опять вернется к прежним показателям. PR-акции со стороны государства и производителей бесполезны, так как даже если объяснять, что грипп птиц не опасен для человека при соблюдении определенных условий, будет играть роль психологический эффект: никто не захочет есть не вполне `чистую` продукцию
Леонид Фогель,
главный государственный ветеринарный инспектор
Ленинградской области:
`О существовании гриппа птиц известно уже более 100 лет, и сейчас речь ведется всего лишь о вновь образовавшемся штамме Н5N1. Проблему активно раздувают в СМИ, на теме стало модно спекулировать, остается выяснить, кто диктует эту моду. Я и мои близкие - ели, едим и будем есть куриное мясо. Призываю всех поступать так же и не поддаваться панике` |